Найти в Дзене
Весь Искитим

Новосибирский автозавод вернулся из небытия через 80 лет: у нас будут свои грузовики, соглашение уже подписано

Первая попытка создать в Новосибирске автозавод, который будет выпускать грузовики, пришлась на 1940-е годы. И завод был построен. И он до сих пор работает, пусть и в ином качестве. Однако сейчас столица Сибири может вернуть себе автопроизводство: правительство региона заключило на ПМЭФ сделку на 20 млрд рублей.

Проект ООО «Тренд» по строительству автозавода под Новосибирском был одобрен на заседании Совета по инвестициям Новосибирской области и включен в государственный реестр инвестиционных проектов Новосибирской области 20 декабря 2023 года. И сегодня, 7 июня, свои подписи под соглашением поставили губернатор Андрей Травников и директор ООО «Тренд» Константин Подшивалов.

Расположится новая производственная площадка на территории Станционного сельсовета. Выйти на полную проектную мощность предприятие должно в 2033 году, а первая модель пятитонного грузовика должна сойти с конвейера в 2027 году.

Планируемый объем производства при выходе на проектную мощность – 14 тысяч машин ежегодно. Всего на строительство завода будет выделено 20 млрд рублей, а суммарный объем налоговых отчислений в бюджет региона – 4 млрд рублей. При этом участники договора отметили, что исполнение соглашения не потребует финансовых затрат из бюджета Новосибирской области.

А как было в прошлый раз?

Первая попытка создать в Новосибирске автозавод, который будет выпускать грузовики, пришлась на 1940-е годы. И завод был построен. И он до сих пор работает, пусть и в ином качестве. Однако сейчас столица Сибири может вернуть себе автопроизводство: правительство региона заключило на ПМЭФ сделку на 20 млрд рублей.

Началом строительства Новосибирского автозавода – первого и главного зауральского автогиганта аж на сто тысяч грузовиков в год – изначально наметили 1940 год. И одновременно с этим на левом берегу Оби уже определили место для завода по выпуску шин с проектной мощностью на миллион изделий в год. Его, кстати, все-таки построили – но не здесь, а в Омске. Все намеченные планы, как мы знаем, поломало то, что началось годом позже. И планы вытащили из-под сукна только после Победы.

По проекту, НАЗ должен был стать ведущим производителем дизельных грузовиков в СССР – тем, чем впоследствии явился построенный тоже с нуля 30 лет спустя КамАЗ. Но единственная модель грузовика, которую готовы были начать выпускать здесь, стал разработанный в 1944 году в Ульяновске ЗИС-253, срочно переименованный в НАЗ-253. Хотя смотрелся он по тем временам красиво.

Вот такие грузовики могли выпускаться на Новосибирском автозаводе, который так и не был достроен
Вот такие грузовики могли выпускаться на Новосибирском автозаводе, который так и не был достроен

Закончилась история завода в сентябре 1948 года, когда площадка и производственные корпуса были переданы проекту «строительство 250», который сейчас известен каждому новосибирцу под именем НЗХК. Все производство и конструкторский отдел уехали в Минск – так НАЗы стали МАЗами.

А ведь даже ТЭЦ-4, которая сейчас согревает четверть разросшегося города, строилась именно для питания автозавода.