Немного чеснока не бывает.
(А. Байер, немецкий химик-органик (1835-1917),
лауреат Нобелевской премии по химии 1905 г.)
Что русскому хорошо, то немцу смерть.
(известная русская поговорка)
Когда русскому плохо, он обвиняет всех, кроме себя.
(М. Горький, русский советский писатель (1868-1936))
Ч Е С Н О К
(правдивая история: «по чесноку» – про чеснок)
ВМЕСТО ПРОЛОГА – ДИАЛОГ
(с иностранными, но понятными всем, словечками)
Разговор супругов на кухне о пользе чеснока, или
Почему у кита не бывает насморка
– Бонжур, мадам! И что у нас сегодня в меню на обед, дорогая? – поприветствовал на «французский манер» и поинтересовался у жены капитан 1 ранга запаса Евгений Петрович Коляшин, заглянув, как бы случайно, на кухню в весенний воскресный день.
– Ты ещё спрашиваешь? – отрывая взгляд от горячей плиты и уже включённого духового шкафа, ответила супруга Виктория Сергеевна. – На завтраке же решили, что будет твоё любимое мясо по-французски!
– Ах, какой благоухающий аромат на камбузе! Радость моя, потому и назвал тебя «мадамой», – улыбнувшись в ответ, сразу подчеркнул своё приподнятое настроение супруг. – Всё ведь она – весна! И выходной день на то, чтобы расслабиться дома, пиршество с мясцом какое-нибудь устроить! Например, праздник живота!
– Постой-постой. А ну-ка, повтори, Петрович, почему это выходной день называется «выходным»?
– Чтобы из дома никуда не выходить!
– Ты что, заболел? То-то я слышу этот твой «французский прононс». Нос, что ли, заложен?
– Да всё нормально, Викуш, – игриво отмахнулся супруг. – Скажи лучше, а на первое что у нас будет? Вижу и чувствую какой бульон наваристый получается!
– Самый настоящий украинский борщ, с пампушками! Сейчас зажарку «обалденную» буду готовить. Будет тебе, моряк, праздник живота! Но, есть одно «но». Вместе с зеленью хочу и мелко рубленного чеснока в борщ добавить! С ним и вкуснее, и полезнее. Ты как, не против него? Я про запах… Выветрится, надеюсь, до твоих завтрашних лекций, профессор.
– Двумя руками «за»! – поддержал, как обычно, супругу муж. – Чеснок – всему голова!
– Молодец! Только всему голова – хлеб, Женечка! – Кстати, булочки к борщу – пампушки – тоже с чесночком будут. Но...
– Я уже слюной, как кит, фонтанирую, роднуль, а ты всё про какое-то там чесночное «но»!
– Так дома ни зубчика его не осталось! Соседей тревожить не станем, будь добр, сгоняй сейчас же в ближайший овощной магазин или в нашу «Пятёрочку». Купи чеснока, а заодно и зелени свежей. Только быстро, Петрович. На то он и выходной день, чтобы из дома хоть разок выйти!
– Ну это мы сей момент, Маргарита Павловна! – отшутился Евгений крылатой фразой из кинофильма «Покровские ворота», но следом серьёзно уточнил снова на французском, – Комбиен – сколько? Сколько взять-то его, Виктория Сергеевна?
– Одной головки хватит, но лучше – штуки три-четыре, с запасом на будущее. Чеснок всегда пригодится, Жень. Тем более весной. Друг друга запахом его не испугаем, а вот от вирусных заболеваний подстрахуемся. И всё-таки, что-то мне твой «школьный прононс» с утра не нравится. Точно не простыл? Измерь температуру. Дать тебе градусник?
– Ну какая может быть температура, Викусь?! Здоров, как… О, как кит!
– А у них какая нормальная температура считается?
– Как и у меня. От 35 до 40!
– Всё шутишь! Так, давай быстренько сбегай за чесноком с зеленью, а на обратном пути загляни обязательно в аптеку, что-нибудь от насморка себе купи тоже.
– Натюрлих, экселенц! – согласился супруг уже «по-немецки», классическим ответом одного из киногероев музыкальной комедии «Формула любви». – Пусть носы наши дышат, как у тех же китов в море!
– Вот и правильно, Маргадон! – поддержала с улыбкой Виктория. – А что это ты всё про китов вспоминаешь?
– Удивительные, оказывается, они существа, Викусенька! Обитают в воде, а ведь, как и мы – млекопитающие. Но какие огромные!
– И?
– А то, что у китов, как и у людей – есть дыхало – подобие носа и самые настоящие лёгкие. Но в процессе эволюции нос этот «переполз», если так можно сказать, на макушку. Он снабжен специальным клапаном, перекрывающим дыхательные пути, поэтому вода в лёгкие кита во время погружения не попадает.
– Вот именно, профессор. Но самое главное – киты дышат носом! – заключила Виктория Сергеевна. – И насморка у них никогда не бывает. А у нас всё ни как у китов. Смотри, сам уже скоро начнёшь своей дыхалкой фонтанировать!
– Да просто киты – животные закалённые! – продолжил своё рассуждение на кухне Евгений Петрович. – И фонтаны, которые они выпускают – это, прости, не сопли, и даже не вода, а тёплый выдыхаемый воздух. Правда, в нём, естественно, много водяных паров, и издалека он кажется фонтаном морской воды. А я же, дорогая, фонтанирую желудочным соком, потому что очень хочу борща и вкусного мясца в твоём исполнении.
– Верю, подлиза! Тогда «заводи катер», моряк, и дуй быстро в магазин. Про аптеку тоже не забудь!
– Яволь, мой адмирал! Айн момент, Виктория Сергеевна, и я отчаливаю!
– Давай быстрее-быстрого, «немец с «простуженным» французским прононсом»! – рассмеялась супруга, поторапливая своего «полиглота».
– Что немцу «зер гут», то русскому…
– Ещё лучше! А борщ и мясо из духовки точно отменные получатся, Женька. Не задерживайся нигде только… Одна нога здесь – другая там! И на обеих – вприпрыжку домой!
– Тре бьен – очень хорошо по-французски! Бегу, точнее – следую «самым полным ходом», обливаясь не пОтом, а слюной.
…Уже возвращаясь со всеми покупками обратно домой, Коляшин вспомнил давнишнюю историю, которая приключилась с ним ещё в курсантскую пору: и про капли для носа, которых не оказалось дома, и про чеснок, который ему очень помог, но испугал ещё сильнее. Впрочем, обо всём по порядку.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ ЧЕСНОК
Случилось это в только-только наступившем 1979 году, когда курсант первого курса Калининградского высшего военно-морского училища Евгений Коляшин приехал в первый отпуск на двухнедельные зимние каникулы в город Владимир – на свою малую родину. Дорога занимала почти сутки: сначала на скором именном поезде «Янтарь» из Калининграда – столицы Янтарного края – до Белорусского вокзала Москвы, а потом (в «подземке» по кольцевой линии метро, но уже с Курского вокзала) до Владимира. Три часа в пути на электричке со всеми остановками!
Зима холодная в тот год выдалась. Морозы стояли крепкие! Поэтому не удивительно, что в дороге юный моряк простудился. Продуло, наверное, от окна – пока спал ночью на верхней полке в плацкартном вагоне.
В родительский дом на окраине города курсант-первокурсник заявился поздним вечером, как Дед Мороз – с красным носом, постоянно чихая и, простите за подробности, сморкаясь в мокрый носовой платок. Отец с матерью и старшая сестра, с нетерпением ожидавшие своё чадо и брата, конечно, расстроились, но ещё больше – обрадовались: слава Богу, Женька приехал! А что до простуды, так её всегда можно дома вылечить. Так рассудили родители. Но не тут-то было!
После позднего ужина, второй или даже третьей кружки горячего чая с мёдом и малиновым вареньем Женьку повело в сон. Прямо за столом засыпать начал. Однако, заложенный нос и постоянное всхрапывание постоянно напоминали о себе. Что делать? Самое простое: взять и закапать нос каким-нибудь сосудосуживающим лекарством, а потом сразу спать уложить дорогого сыночка, уставшего с дороги!
Но, как назло, дома никаких капель в нос не оказалось, а дежурная (ночная) аптека находилась далеко, в центре города, почти рядом со знаменитыми владимирскими Золотыми воротами. И тогда мама посоветовала старинный способ, который она знала ещё со своего деревенского детства, как избавиться от насморка с помощью чеснока. Женька поверил. А давай, маманя!
Оказалось, что всего-то надо очистить один небольшой зубчик, разрезать его пополам и вставить в слуховые проходы чесночные половинки. Не глубоко, конечно, чтобы можно было без проблем их вытащить из ушей. Сказано – сделано! И вскоре Женька почувствовал, как заложенность носа стала проходить. Задышал моряк полной грудью, а потом и вырубился уже в тёплой постели.
И снилось ему море-океан… И чудо-юдо рыба-кит тоже приснилась! Прямо как в сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок». Помните?
…За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Ну, а младший…
Был моряк!
Ой, не так! Младший вовсе был дурак! Кажется, так по тексту у Ершова. Слава Богу, младшего звали не Женькой, а Ванькой. Перевернулся на другой бок Евгений во сне и…
…Тут конёк пред ним ложится;
На конька Иван садится,
Уши в загреби берет,
Что есть мочушки ревет.
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел…
Куда же это он? Так за перстнем, который должен достать со дна моря по желанию Царь-девицы. Вот как сладко спалось Коляшину дома! А дальше…
…Подъезжая к окияну,
Говорит конек Ивану:
«Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну –
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
И трёх минут не прошло. Проснулся Коляшин. Так и остались на спине у Рыбы-кита и лес, и целое село. О, как! Словно сам сказочник Ершов историю свою в стихах Женьке на ухо во сне рассказывал…
О Господи, да что такое? Ах, уши-то заложены! Чеснок же там. По половинке перышка в каждом ухе. Начал Евгений их лежа в кровати в полной темноте (ночь ведь!) доставать. Одну аккуратно мизинцем подцепил и вытащил, а вторую… Вот ведь досада! Только ещё дальше в слуховой проход полудольку чеснока протолкнул. Очень глубоко. Испугался – жуть как! Свет включил в комнате. Стало ясно, что самому ничем не вынуть чеснок из уха. Ни заострённой спичкой (зубочисток тогда ещё не было в обиходе советских людей), ни пинцетом из маникюрного набора сестры… Весь дом, конечно, тоже проснулся. Ну, что тут делать? Решили ехать в городской травмпункт. Чеснок доставать!
Хорошо, что машина отцовская, хоть и старенькая, но завелась почти сразу. Зимой редко куда выезжали родители на ней. Но сейчас не подвела!
В травмпункт отправились втроём: отец за рулём, сестра (та больше всех переживала, ведь сама тоже пыталась пинцетом достать крохотную дольку чеснока, да только ещё дальше в ухо брата её просунула), ну и третьим в машине, естественно – сам «пострадавший» от народного рецепта.
Приехали в «травму», а там – «от ворот – поворот»: не их случай! Вот если бы руку-ногу сломал Женька, или челюсть себе вывихнул, тогда пожалуйста! А так… С ухом – надо ехать в областную больницу, в ЛОР-отделение – посреди ночи (!) – сразу к дежурному врачу. Рванули туда, даром, что больница эта, хоть и на выезде из города, но тоже не очень далеко располагалась.
Подъезжают… На часах – три ночи! В приёмном отделении подсказали, где ЛОР-отделение находится. Разбудили дежурного врача.
Тот, спросонья, мало что понимает: что за срочность такая!?
– Понимаете! – взмолился Женька. – У меня в ухе это… В общем, чеснок!
– Вырос, что ли? – интересуется доктор, позёвывая, но одевая на лоб круглый зеркальный рефлектор с дырочкой посредине. – Сейчас посмотрим!
Коляшин подставил своё ухо.
– Так-так-так-так-так… – «пулемётом застучал» вслух врач. – Зачем же вы его туда засунули? Ведь не дитя малое!
– Старинный народный способ! – объясняет курсант. – Вам ли не знать, доктор?! От насморка, чтобы заложенность снять. Не оказалось дома никаких капель в нос. Вот и засунул чеснок в ухо, потом уснул, а затем…
– Понятно. Сидите, не дёргайтесь! – сказал и за пару секунд осторожно специальным медицинским пинцетом извлёк злополучную дольку.
– Фу-у-у… – выдохнул с облегчением «ночной пациент» – Спасибо большое! Извините за беспокойство.
– Держите! – и оториноларингол протянул чеснок Женьке. – Теперь уже на память!
– А если?..
– Никаких «если». В ухо больше чеснок не засовывайте, лучше – сразу съешьте. Больше пользы будет!
– Но ведь помогло! Реально лучше нос задышал, когда оба очищенных полупёрышка в уши засунул. Я не обманываю вас, доктор!
– Верю! Чеснок и правда является уникальным средством от многочисленных патологий, дружище. С древнейших времен люди его используют. Например, в Греции чеснок и вовсе считали настоящей панацеей от всех заболеваний. Закладывали его в уши, чтобы избавиться от отита, воспаления носоглотки и даже во время зубной боли. Во, как! Но… Это было в древности. Сейчас разработано и принято в мире достаточное количество медикаментозных препаратов, а этот – народный способ – стал запасным. Если так можно сказать – бабушкиным рецептом!
Несмотря на то, что у обоих ночь оказалась «кошмарной» (Коляшин не выспался дома, а ЛОР-врач – на своём дежурстве), они пожали друг другу руки с пожеланием крепкого здоровья:
– Как у медведя! – почему-то вспомнил косолапого жителя леса эскулап.
– А Вам, как у кита! – соригинальничал в ответ моряк.
Может потому, что снилась в первой половине ночи Женьке сказка Ершова? Всё может быть...
Вот какая история с чесноком приключилась у Евгения в курсантской юности!
Как же быстро пролетели годы…
Капитан 1 ранга запаса Коляшин открыл дверь в парадную своего дома. Скоро обед и «праздник живота», который обещала любимая супруга, обязательно состоится!
Зря что ли профессор из дома в выходной день выходил? Чеснок доставлен!
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
«Когда русскому плохо, он обвиняет всех, кроме себя». Это высказывание приписывают Максиму Горькому. А я не верю… Когда русскому не здоровится, когда ему плохо – он идёт к близкому своему человеку. Надо высказаться, надо поговорить… Не зря ведь гласит русская пословица: одна голова хорошо, а полторы… Смеюсь! Две головы, конечно же, лучше! Всегда вам добрым советом помогут. Обязательно выручат и поддержат. И это будет по-нашему, по-русски!
В заключении к этой правдивой истории про чеснок, конечно, можно было бы поместить и кулинарные рецепты приготовления мяса по-французски, и борща по-украински с пампушками. Но сейчас всё есть в Интернете. Пробуйте, готовьте – творите! Приятного всем аппетита, дорогие друзья!
Ах, что это? Какой-то неповторимый аромат доносится из кухни. Наверное, супруга снова, что-то затеяла в выходной день. И, кажется, опять с чесночком…
Пойду загляну к любимой!