Такие выставки — это настоящее наслаждение не только для ценителей и знатоков искусства, но и для широкой интересующейся публики. Большое мастерство — сделать выставку более классического искусства не только богатой по наполнению, но еще и настолько интересной, захватывающей, и в то же время доступной для восприятия, что с нее невозможно уйти.
На этот раз Эрмитажу удалось. Новая выставка, посвященная Франсу Снейдерсу и фламандскому натюрморту 17 века, прекрасна.
Выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Государственном Эрмитаже представляет собой впечатляющее собрание шедевров фламандской живописи.
Франс Снейдерс не зря вынесен в название — хоть на выставке множество работ других художников эпохи, именно он превратил натюрморт из камерного жанра в монументальное искусство, динамичное и жизнеутверждающее. Роскошь, изящество, красота предметного мира — все эти черты барочного искусство ярко проявились в живописи Снейдерса.
Экспозиция выставки включает более 70 произведений, представляющих различные этапы и стили фламандского натюрморта. Можно увидеть работы учеников и последователей Снейдерса Пауля де Воса и Яна Фейта, чьи картины продолжают и развивают традиции мастера. Великолепие цветочных композиций Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка добавляет яркости и разнообразия выставке.
Но восхищает не только подбор работ, но кураторская, оформительская работа. Выставка выстроена так, что в прямом смысле погружает зрителя в эпоху
Первый зал стал образом партерного сада, который предварял многие дворцы и усадьбы эпохи барокко. Здесь представлены масштабные цветочные и анималистичные полотна.
Из первого зала мы попадаем во второй, камерный — это лавка древностей. Немного мрачное помещение, с более станковыми миниатюрными работами, а также предметами интерьера и декора той эпохи.
И затем перед нами открывается масштабная композиция третьего зала с огромными декорациями. С одной стороны, это изображение торговой площади со множеством лавок. Картины как раз изображают фрукты, плоды, цветы, дичь — охотничьи трофеи, которые как будто на прилавках торговых рядом предлагаются зрителю. С другой, мы как будто бы находимся в театре — конструкции очень напоминают те самые, которые держат кулисы в театре. Такая театральность тоже передает дух эпохи барокко. И в целом, это смотрится очень завораживающе и уж точно необычно.
Декораторами выставки выступили Эмиль Капелюш и Юрий Сучков — достаточно известные театральные художники. Прекрасное сотрудничество вышло.
На что еще стоит обратить внимание — это на настоящие натюрморты, собранные из предметов той эпохи. Роскошные кубки, фарфор, серебро — этот предметный мир подчеркивает многогранность искусства эпохи и еще глубже погружает в нее. Отмечу, что сами натюрморты собраны с высоким мастерством, я сама просто не могла отвести взгляд.
Если смотреть более глубоко и понимать символику, можно заметить, что выставка также отмечена глубоким философским содержанием, от «радости жизни» до «помни о смерти», что позволяет задуматься о вечных темах через призму фламандского искусства. Так что и эстеты, и интеллектуалы найдут себе здесь пищу.
«ARS VIVENDI» в Эрмитаже – это не просто выставка, это глубокое погружение в мир фламандского искусства XVII века, и посетить я ее рекомендую каждому.
Сильно много писать не буду — хочется сказать просто: «Иди и смотри». А еще чувствуй, ощущай, говори с работами, дай им взаимодействовать с тобой. Впусти искусство внутрь себя — фламандская живопись этого достойна.
Выставка открыта до 8 сентября.