Быть в ответе за своего ребенка — как это естественно! Особенно, пока он мал и несамостоятелен.
И тем не менее, часто мы, как родители, сталкиваемся с тем, что придаем излишнее значение как своим словам ребенку, так и его реакции на них.
Например, мы считаем, что раз все объяснили ребенку, и он уверенно нам кивнул, значит, он все понял.
Но между пониманием и реализацией — пропасть.
Кроме того, мы (да-да, и я тоже) полагаем: если ребенок начал что-либо делать или напротив, больше не делает — так будет всегда.
То есть мы ждем от ребенка последовательности и логичности в своих действиях.
Но этапы взросления ребенка, его развитие, мышление, ведущая деятельность — нелинейны. И психика не разворачивается по пунктам.
Есть периоды, когда ребенок зависит от родителей во всем. А есть периоды большей самостоятельности.
Есть периоды, когда ребенок готов следовать правилам во всем, копировать поведение родителей. А в кризисы он страдает негативизмом и перестает делать то, что ранее делал успешно.
Периоды сменяют друг друга, но нас никто об этом не предупреждает. И мы пребываем в шоке: как же, еще вчера зайчик все делал и не перечил, а сегодня идет в отказ.
Но развитие происходит так.
Еще одно родительское заблуждение — и мое тоже: если ребенок начал говорить и понимает обращенную к нему речь, то как-будто у него взрослое восприятие.
Мы думаем: раз ребенок послушал нас и кивнул — значит, действительно все понял.
Но ребенку в дошкольном возрасте не доступны многие абстрактные понятия, скрытые смыслы (манипуляции). Он все воспринимает дословно и конкретно.
Например, мы говорим ребенку: «не разговаривай с незнакомцами» — и он понимает нас и соглашается с нами. Но еще не может себя контролировать, потому что имеет высокую познавательную мотивацию.
И когда ребенок встречает незнакомца, который куда-то его зовет, он просто не вспоминает о правиле. Потому что ему очень интересно узнать, что будет дальше. Он увлечен происходящим.
Поэтому мы не можем полагаться на честные глаза ребенка и обещания «я больше так не буду».
Ведь осознания за всем этим пока нет.
Ответственность продолжает лежать на родителе.
Из-за этого у нас появляется ощущение: все равно ребенок еще ничего не понимает, зачем тратить время на обучение зря. И опускаем руки.
Но мы можем влиять на процесс взросления ребенка!
Дошкольное детство — период активного познания и научения.
У ребенка все находится в зоне ближайшего развития: «сейчас я еще не умею, но я должен учиться, а моя зона — расширяться».
Поэтому наша задача — терпеливо учить ребенка навыкам общения, правилам поведения со знакомыми и незнакомыми, а также пресловутым правилам для пешеходного перехода, обращения со спичками и острыми предметами.
Пока мы учим, мы не должны думать о немедленном результате!
Путь к высшей математике лежит через таблицу умножения. Точно также с обучением безопасности.
Все, что вы делаете в дошкольном возрасте — это кирпичики для освоения навыков общения и правил безопасности в школьном возрасте.
Все это и даже больше мы даем в рамках курса «Безопасность с 0»:
- возрастные этапы развития;
- развитие психики и мышления;
- формирование личных границ;
- этапы становления телесных границ;
- развитие коммуникации между детьми и со взрослыми;
- особенности взаимодействия с детскими работниками;
- тестирования на пройденный материал;
- и даже юридические основы.
Материал курса не просто изложен — он разжеван и разложен по полочкам.
Помимо доступного и легкоусвояемого базиса, а также возможности практиковаться через ДЗ с куратором, вы сможете разобрать личную ситуацию ☝🏼
Ведь теория одинакова для всех, а на практике все дети очень разные. Даже в рамках 1й семьи.
Поэтому любую систему важно уметь адаптировать под себя и нынешние условия.
Чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно: я все делаю правильно.