Найти в Дзене
Детство с Олей

Как устроена родительская ответственность за безопасность ребенка?

Быть в ответе за своего ребенка — как это естественно! Особенно, пока он мал и несамостоятелен.

И тем не менее, часто мы, как родители, сталкиваемся с тем, что придаем излишнее значение как своим словам ребенку, так и его реакции на них.

Например, мы считаем, что раз все объяснили ребенку, и он уверенно нам кивнул, значит, он все понял.

Но между пониманием и реализацией — пропасть.

Кроме того, мы (да-да, и я тоже) полагаем: если ребенок начал что-либо делать или напротив, больше не делает — так будет всегда. 

То есть мы ждем от ребенка последовательности и логичности в своих действиях.

Но этапы взросления ребенка, его развитие, мышление, ведущая деятельность — нелинейны. И психика не разворачивается по пунктам.

Есть периоды, когда ребенок зависит от родителей во всем. А есть периоды большей самостоятельности. 

Есть периоды, когда ребенок готов следовать правилам во всем, копировать поведение родителей. А в кризисы он страдает негативизмом и перестает делать то, что ранее делал успешно.

Периоды сменяют друг друга, но нас никто об этом не предупреждает. И мы пребываем в шоке: как же, еще вчера зайчик все делал и не перечил, а сегодня идет в отказ.

Но развитие происходит так.

Еще одно родительское заблуждение — и мое тоже: если ребенок начал говорить и понимает обращенную к нему речь, то как-будто у него взрослое восприятие.

Мы думаем: раз ребенок послушал нас и кивнул — значит, действительно все понял. 

Но ребенку в дошкольном возрасте не доступны многие абстрактные понятия, скрытые смыслы (манипуляции). Он все воспринимает дословно и конкретно.

Например, мы говорим ребенку: «не разговаривай с незнакомцами» — и он понимает нас и соглашается с нами. Но еще не может себя контролировать, потому что имеет высокую познавательную мотивацию. 

И когда ребенок встречает незнакомца, который куда-то его зовет, он просто не вспоминает о правиле. Потому что ему очень интересно узнать, что будет дальше. Он увлечен происходящим.

Поэтому мы не можем полагаться на честные глаза ребенка и обещания «я больше так не буду».

Ведь осознания за всем этим пока нет. 

Ответственность продолжает лежать на родителе.

Из-за этого у нас появляется ощущение: все равно ребенок еще ничего не понимает, зачем тратить время на обучение зря. И опускаем руки.

Но мы можем влиять на процесс взросления ребенка!

Дошкольное детство — период активного познания и научения. 

У ребенка все находится в зоне ближайшего развития: «сейчас я еще не умею, но я должен учиться, а моя зона — расширяться».

Поэтому наша задача — терпеливо учить ребенка навыкам общения, правилам поведения со знакомыми и незнакомыми, а также пресловутым правилам для пешеходного перехода, обращения со спичками и острыми предметами.

Пока мы учим, мы не должны думать о немедленном результате!

Путь к высшей математике лежит через таблицу умножения. Точно также с обучением безопасности.

Все, что вы делаете в дошкольном возрасте — это кирпичики для освоения навыков общения и правил безопасности в школьном возрасте.

Все это и даже больше мы даем в рамках курса «Безопасность с 0»:

  • возрастные этапы развития;
  • развитие психики и мышления;
  • формирование личных границ;
  • этапы становления телесных границ;
  • развитие коммуникации между детьми и со взрослыми;
  • особенности взаимодействия с детскими работниками;
  • тестирования на пройденный материал;
  • и даже юридические основы.

Материал курса не просто изложен — он разжеван и разложен по полочкам.

Помимо доступного и легкоусвояемого базиса, а также возможности практиковаться через ДЗ с куратором, вы сможете разобрать личную ситуацию ☝🏼

Ведь теория одинакова для всех, а на практике все дети очень разные. Даже в рамках 1й семьи.

Поэтому любую систему важно уметь адаптировать под себя и нынешние условия.

Чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно: я все делаю правильно.