Виктор Пономарёв подсвечивает фонариком миниатюры и восторженно наблюдает, как начинают «играть» огнями перит и горный хрусталь:
— Красота камня проявляется при ярком свете. Он миллионы лет прятался под землей, и только выйдя на поверхность, демонстрирует природное очарование.
Дело случая
Десять лет назад машинист буровой установки во время пересменки заметил под ногами яркое пятнышко. Среди серой породы карьера блеснули сиренево-фиолетовые нотки. Виктор заинтересовался и подобрал красивый камушек.
— После смены приехал домой и начал изучать вопрос, — вспоминает Пономарёв. — Оказалось, аметист.
Лебединцу стало интересно, какие ещё бывают минералы. Штудировал интернет в поисках ответа, смотрел фотографии. Уже на следующий день шёл к рабочему месту, разглядывая уступы. Так, образец за образцом, он собрал целую коллекцию минералов.
— За десятилетие появились аметисты, голубой халцедон, гранат, турмалин, кварц, он же горный хрусталь, эгирин, гематиты, периты, кальциты, слюда и прочее, — перечисляет Виктор Пономарёв. — Первые находки дарил коллегам, крупные передавал музею истории КМА.
На почётном месте
Сегодня буровик шутит, что «заразился» коллекционированием. Со временем подключился к группам таких же любителей подземных сокровищ, чтобы познакомить их с находками месторождения Курской магнитной аномалии.
Экспонаты занимают в жизни и доме Пономарёва почётное место: разместил минералы на высоких стеллажах. Регулярно моет и смахивает пыль с «любимцев».
— Много времени уходит на уход за коллекцией. Зато получаю эстетическое удовольствие, когда смотрю на них, — улыбается Виктор.
От недели до пяти лет
В какой-то момент Пономарёв решил «написать» картину из собранных в карьере камней. Составил экспонаты в композицию, добавил детали, склеил камни эпоксидной смолой. Результат понравился. Так родилось новое увлечение.
— Картина возникает сама собой. Подставляю один камушек, другой… Что-то подходит, что-то не нравится. Могу забросить работу, пока не «встречу» новый экземпляр, который впишется в концепцию, — рассказывает Виктор. — Например, «Золотую осень» делал три года: создал задний план и сник. Не было мыслей, как продолжить, пока знакомые с Урала не подарили фигурки бронзовых оленей.
На одну работу у умельца уходит от недели до пяти лет. Дело это кропотливое. В день приклеивает пару элементов, затем сутки ждёт высыхания смолы.
Самую крупную «поделку» лебединец подарил музею, чтобы и посетители любовались сокровищами КМА. А всего их у него пятнадцать.
— Уже десять лет Виктор Викторович пополняет нашу коллекцию горных пород и минералов Лебединского месторождения, — говорит Татьяна Золкина, заведующая филиалом «Музей истории КМА». — Каждый экспонат занимает достойное место в экспозиции. Особой популярностью среди посетителей пользуется работа «Каменная сказка», которую автор сложил из минералов и горных пород Лебединского месторождения.
Наталья Хаустова