Ранее мы познакомили (вспомнили) с историей создания подводных лодок американским инженером и изобретателем Дж.Ф.Голландом (будем по тексту его так называть, как говорится, "в русской традиции"). И рассмотрели судьбу лодок, которые оказались достаточно удачными (хотя и без недостатков), и нашли свое применение во многих флотах мира, причем с большим разбросом и в самых неожиданных. Судите сами, кроме США, этими странами оказались Голландия, Канада, Италия, Россия/СССР, Финляндия, Чили, Япония - именно в этих странах в той или иной степени "появились" (по разным причинам) "холланды", находясь в составе флота от нескольких лет до нескольких десятилетий. Но страной, где лодок такого типа оказалось больше всего оказались не "родные" Соединенные Штаты, а Великобритания, на долю которой пришлось более пятидесяти единиц (включая недостроенных). Давайте подробнее познакомимся с их историей.
Подводные лодки типа "Холланд" из США Великобритания смогла еще в начале века, об этом мы рассказывали ранее (читать ЗДЕСЬ). И несмотря на небольшой опыт их использования у британцев сложилось мнение об американском проекте и вскоре они к нему вновь обратились.
В самом начале Первой Мировой войны, как известно, подводные лодки заявили о себе как о новом и очень грозном противнике на море. И несмотря на недоверие и явное предубеждение к этому средству борьбы на море в предвоенный период, уже в первые месяцы мнение военных экспертов изменилось. И все флоты сразу ощутили недостаточное количество этих кораблей в своем составе и принялись наверстывать упущенное, причем различными способами.
Как не удивительно, но производственные возможности Великобритании в тот период не могли обеспечить все потребности флота в субмаринах. С другой стороны, США обладали такими возможностями, а также опытом и отработанными конструкциями в области подводного кораблестроения. Однако для этого сотрудничества, по некоторым источникам, имелось одно очень серьезное препятствие, которое уходит корнями к Гражданской войне в США.
В ходе гражданской войны в США для мятежных южных штатов Великобритания строила корабли, в том числе знаменитый рейдер «Алабама», принесший большой ущерб северянам. Поэтому после гражданской войны по инициативе США с Великобританией было заключено особое соглашение, а в 1872 году Женевский международный трибунал специальным решением запретил принимать заказы или передавать уже готовые корабли странам, находящимся в состоянии войны (оно действует и до настоящего времени).
Нейтралитет был одним из краеугольных камней американской внешней политики в начале XX века и имел очень сильных сторонников. Поэтому в США серьезно наблюдали за выполнением соглашения, но, как это часто бывает, возможность получения очень больших прибылей за военную продукцию толкала на нарушение этого положения. Считается, что первое такое нарушение было сделано для России во время русско-японской войны, когда 27 апреля 1904 года к Голланда была куплена лодка "Фултон", получившая позже название "Сом" в русском флоте.
А теперь такие подводные лодки срочно требовались Великобритании и был найден частичный выход из положения. На верфи компании «Электрик Боут Компани» строились две небольшие подводные лодки – "Икике" («Iquique») и "Антофагаста" («Antofagasta») для Чили. По результатам ходовых испытаний субмарины, были отклонены чилийскими официальными лицами, поскольку не смогли достичь оговоренного контрактом радиуса действия, к тому же в то же время Чили допустила просрочку своих текущих платеж. Это позволило компании - строителю искать других покупателей и вскоре они были найдены. Чтобы формально не нарушать законы, эти лодки официально купила Британская Колумбия, которая затем уступила их своей метрополии, Канаде. 5 августа 1914 года корабли перешли в канадские воды и служили там для береговой обороны как СС1 и СС2.
Эта продажа вызвала некоторые волнения, причем в смой Британской Колумбии, но затем всё стихло. И видя, что никаких "репрессий" не последовало, президент корпорации «Бетлехем Стил» (куда входила «Электрик Боут») решил проявить инициативу и предложить свою продукцию другим потенциальным клиентам.
В октябре 1914 году в Европу через Атлантику отправился управляющий компании М.Ч.Шваб. Так получилось, что лайнер «Олимпик», на котором он плыл, стал свидетелем гибели на мине линкора «Одейшес», в результате лайнер доставил спасенных в военно-морскую базу Лох-Суили. Поэтому хотя М.Шваб хотел вести переговоры с военным министром лордом Китченером, он сразу оказался в сфере военно-морского флота. После беседы с адмиралом Джеллико прямо на лайнере, затем последовал прием у первого морского лорда Фишера.
А 3 ноября 1914 года было заключено соглашение о постройке для Королевского флота 20 подводных лодок причем в крайне сжатый срок - за 10 месяцев. При этом первые 4 лодки должны быть готовы к 24 апреля 1915 года, то есть за 5,5 месяцев, а этом стоимость каждой лодки равнялась 500 тыс. долларов.
Для справки: Стоимость двух подводных лодок для Чили оценивалась в 881000 долларов, Британской Колумбии субмарины продали за 575000 долларов.
Казалось бы очень выгодные контракт, причем для обоих сторон. Однако в США эта идея не получила поддержки, и несмотря на все старания президента корпорации и обращения в самые высокие инстанции вплоть до президента США Вудро Вильсона, эти подводные лодки в Америке строить не разрешили. Однако М.Шваб не терял надежды и за это время осмотрел верфи в Монреале с точки зрения возможности постройки подводных лодок там. Наконец, его усилия принесли определенный успех. Госдепартамент США разрешил работы «Бетлехем Стил» по выполнению британского контракта при выполнении трех важнейших условий: не строить корпуса подлодок в США, не производить частей в полной готовности, заказывать все материалы обычным порядком.
Таким образом, США производили как бы полуфабрикаты лодок, а окончательная доводка производилась бы уже вне территории страны. Для места сборки выбрали Канаду, как страну наиболее близкую и имеющую опыт судостроения. Для согласования всех вопросов М.Шваб снова отправился в Великобританию в декабре 1914 года. Новые условия соглашения были оговорены быстро, и теперь оно стало англо-американо-канадским. Правда количество лодок уменьшили до 10, без изменения общего срока готовности, а стоимость каждой возросла до 600 тыс.долларов! Основным производителем работ выбрана верфь «Виккерс-Монреаль»; официально ее открытие состоялось 1 января 1915 года, а все работы координировал вице-президент «Бетлехем Стил». Программе строительства лодок дали высший приоритет, приостановив постройку ледокола для правительства Канады.
Интересно, что верфь в Монреале не случайно была передана компании «Виккерс»: только она до Первой Мировой войны строила подлодки в Великобритании, за исключением 12 построенных на Чатамской военной верфи; эта же фирма строила в ходе войны все головные лодки новых проектов. Работы были начаты сразу и в очень высоком темпе. В январе 1915 года в Монреаль прибыли высококвалифицированные специалисты из США, остальные рабочие были из Канады. 11 января 1915 года заложена первая лодка, а в апреле 1915 г. она спущена на воду. Особенностью постройки можно считать то, что все детали этих событий сохранялись в строгой тайне, и впервые опубликованы только в 1964 году. Поэтому эти подлодки иногда называли «нелегальными»!
Любопытно, что правительство Канады высказало пожелание заказать в дополнение к 10 еще две лодки, а из строившихся 2 оставить для обороны Галифакса, но Британское Адмиралтейство согласилось только на увеличение серии до 12 единиц.
К осени 1915 года все субмарины были готовы и пересекли Атлантику под своими машинами без конвоя. По тем временам это был рекордный поход лодок. Они приходили в Гибралтар, а оттуда их маршрут разделялся. Пришедшие первыми отправлялись в Эгейское или Адриатическое моря, а более поздние шли в порты метрополии.
К моменту окончания постройки первой серии лодок - Н-1 - Н-10, внутриполитическая обстановка в США изменилась в лучшую для Великобритании сторону, и появилась возможность строить еще 10 подлодок на верфи «Фор Ривер» концерна «Бетлехем Стил». Однако, по требованию госдепартамента эти лодки строились невооруженными и в таком виде передавались канадскому «Виккерсу». За выполнением этого условия следили офицеры ВМС США, которые наблюдали за постройкой и участвовали в испытательных походах.
Лодки второй серии (Н-11 - Н-20) должны были войти в строй в 1916-1918 годах, но к тому времени британская промышленность приобрела достаточный опыт и освоила дополнительные мощности, поэтому она уже самостоятельно могла справляться с заказами флота. Не удивительно, что в этот период интерес к «нелегальным» лодкам из Канады/Америки снизился. Из второй серии лодок (Н-11 - Н-20) королевский флот оставил за собой только две первых - Н-11 и Н-12, еще две: Н-14, Н-15 – были переданы Канаде, а остальные шесть - Чили. О судьбе этих субмарин можно прочитать в наших ранних публикациях.
Ситуация упростилась в апреле 1917 года, когда США вступили в войну на стороне Антанты. После этого еще недостроенные лодки второй серии уже доводились до полной готовности, включая и оружие, в США. Теперь они считались официальной помощью союзникам. И хотя из второго десятка подводных лодок только две стали английскими, эта серия оказалась не последней в английском флоте. Но как они проявили себя в боевой обстановке и позднее в ходе службы?
В целом, можно отметить, что подводные лодки Н-1 - Н-10 хорошо показали себя и пользовались славой одних из лучших подводных кораблей Королевского флота. Так справочник «Джейнс Файтинг Шипс» за 1919 год сообщал, что лодки типа «Н» были «самыми популярными в Роял Нэви". Высокая оценка, это надо признать. И к тому же эти субмарины обладали большой дальностью подводного хода и хорошей живучестью.
Так лодка Н-8 (лейтенант Джонсон Б.Л.) в марте 1916 года подорвалась на противолодочной мине на глубине около 18 м в проливе Амелансе-Гат, между голландскими островами Терсхеллинг и Амеланд, в 170 милях от Гарвича. Лодка получила серьезные повреждения, но носовая переборка выдержала и, хотя цистерна №1 не продувалась, Н-8 на двух оставшихся смогла всплыть и, откачав часть топлива за борт, дошла до Гарвича. Видимо, лодку спасло то, что она задела мину не корпусом, а носовым горизонтальным рулем.
Так получилось, что лейтенант Б.Л.Джонсон был первым канадцем-командиром английской лодки, и он мог от души поблагодарить своих соотечественников за качество постройки корабля.
Убедившись в удачной конструкции, прочности и значении мощности залпа (а это была первая английская лодка с 4 носовыми торпедными аппаратами) и оценив мнение подводников Адмиралтейство заказало в 1917 году сразу 34 лодки, однако они были несколько модернизированы. Основное отличие - это торпедные аппараты 21" (533 мм) калибра. Более мощные торпеды понадобились в связи с возросшими дистанциями атак в ходе войны.
Поэтому длина лодок возросла на 21 фут (6,4 м), а водоизмещение на 16%. Эти лодки строились в Великобритании, но при теснейшем сотрудничестве с «Бетлехем Стил». Двигатели, электромоторы и прочие важнейшие части поступали из США или изготавливались в Англии по американскому образцу, а американские специалисты осуществляли техническое консультирование и помощь (Верфи в Канаде после постройки лодок Н-1 - Н-10 также продолжали работу, но они выполняли заказы других стран-союзников). Еще эти лодки носили название тип "Н-21".
Первыми заказ на 12 лодок в январе 1917 года получила, конечно, компания «Виккерс» (номера лодок с Н-21 по Н-32). Все они вошли в строй до окончания 1918 года. Затем в июне 1917 г. заказано еще 22 лодки, но уже различным верфям: 7 (с Н-33 по Н-39) – «Кэмел Лэйрд» (Биркенхед); 7 (с Н-40 по Н-46) – «Армстронг Уитворт» (Уалкер); 4 (с Н-47 по Н-50) – «Бирдмор» (Даймур); 2 (с Н-51, Н-52) – «Пемброк Докъярд»; 2 (с Н-53, Н-54) – «Дейвенпорт Докъярд».
Мощности у этих верфей были разными, поэтому некоторые, получившие самые крупные заказы, собирались строить лодки не все сразу, а по мере освобождения стапелей. Однако через три месяца ситуация изменилась. Основным назначением подлодок типа "Н" было противолодочное патрулирование.
К моменту заказа последних 22 лодок в Адмиралтействе был уже готов проект специализированной противолодочной (первой в мире) подводной лодки. Это была лодка "R", похожая на "Н" конструктивно и разработанная на ее базе с учетом опыта воины. Решение строить эти лодки было принято в октябре 1917 года, и в следующем месяце остановлена постройка лодок "Н" в небольшой степени готовности или не начатых строительством.
Решение коснулось лодок Н-35, 36, 37, 38, 39, 40, 45, 46, 53, 54; еще одна - Н-41 спущена на воду 26 июля 1918 года, но так и не достроена, в 1919 году повреждена при столкновении и в 1920 году сдана на слом. Это решение сказалось и на сроках постройки остальных субмарин, который растянулся до 1920 года.
Зато качество постройки наиболее поздних лодок возросло, и в основном они смогли дожить до Второй Мировой войны. Кстати, постройка лодок "R" была приостановлена сразу после окончаний войны. Обитаемость лодок "R" тоже была недостаточной, так как почти весь внутренний объем занимала громадная аккумуляторная батарея и запасные торпеды. К тому же для этой лодки требовался высокоподготовленный экипаж. В итоге подводные лодки серии "R" никак не проявили себя во время Первой Мировой, на их счету всего одна безрезультатная атака подлодки противника.
Лодки Н третьей серии обоих заказов не успели принять серьезного участия в Первой Мировой. Зато лодки первой и частично второй серий активно действовали в войне. Прибывшие первыми после перехода через Атлантику в Гибралтар лодки Н-1 - Н-4 были сразу направлены в Средиземное море. Так, например, Н-2 уже в августе 1915 года получила назначение в Эгейское море для использования как противолодочная лодка.
Эти лодки оставались в бассейне Средиземного моря до окончания боевых действий. Активно участвовали они в Галлиполийской операции, где с лучшей стороны показала себя Н-1 (В.Б.Пири).
В октябре 1915 года она вместе с английскими лодками Е-12, Е-20 и французской «Туркуазе» принимала участие в операциях на турецких коммуникациях в Мраморном море. Но именно она и допустила трагическую ошибку, торпедировав 16 апреля 1917 года на севере Адриатики однотипную итальянскую подводную лодку Н-5. Вероятно, этому способствовало то, что лодки использовались в противолодочном варианте и были ориентированы на борьбы с таким противником.
Окончание следует.