Борис Степанович Быстрых родился на станции Мысовая Забайкальской железной дороги в семье железнодорожного рабочего. После того как парень закончил семь классов школы он начал работать кочегаром и помощником машиниста. Впрочем, железная дорога не особо привлекала его. Борис был из многодетной семьи и один из его братьев Виктор учился в Балашовской школе пилотов гражданского воздушного флота. Бросив железную дорогу Борис решил отправиться к брату.
Правда поступить в школу пилотов у него сразу не получилось и тогда он устроился работать в авиационную мастерскую. Лишь через год Борис смог поступить в школу пилотов. Окончил ее в 1939 году. Затем по распределению уехал в Красноярский край, а уже оттуда в Тюмень работать летчиком в Обский авиаотряд гражданского воздушного флота.
В 1940 году его по мобилизации из запаса ГВФ призвали Красную армию. Борис Быстрых участвовал в боевых действиях с первых дней войны. Его назначили командиром звена 99-го ближнебомбардировочного авиационного полка. Уже 28 июня его авиационное звено атаковало мотопехотную немецкую колонну в районе Бобруйска с высоты 1100 метров.
При первом заходе на цель немцы открыли ответный огонь. У самолета СБ, командиром которого был Быстрых, оказался пробит бензобак и оторван элерон правой плоскости. Несмотря на это Быстрых вывел свой бомбардировщик на второй заход и положил все бомбы точно в цель. Выполнив задачу по бомбометанию СБ Быстрых развернулся к своему аэродрому и благополучно произвел посадку.
В августе Борис освоил бомбардировщик ПЕ-2. 11 сентября был награжден орденом Красного Знамени. В марте 1942 года Быстрых получил задание оборвать провода на железной дороге Сумы-Белополье. Борис железными кошками на тросе зацепил и оборвал провода, а заодно на бреющем полете разбомбил немецкий эшелон. Возвращаясь экипаж заметил немецкую колонну и израсходовал на нее весь боезапас.
Внезапно в небе появилось шесть вражеских истребителей. Немцы хотели заставить Быстрых посадить самолет на своем аэродроме. Им хотелось заполучить целый советский самолет и членов экипажа в плен в придачу. Быстрых пошел на хитрость. Он сделал вид, что готов подчиниться и начал снижение. Затем его самолет неожиданно вошел в отвесное пикирование и, пройдя на бреющем полёте и чуть ли не задевая верхушки деревьев, оторвался от преследования.
В мае 1942 года экипаж Быстрых в составе девяти бомбардировщиков под сильным зенитным огнем атаковал харьковский центральный аэродром. Были уничтожены топливные хранилища, десятки вражеских самолетов и другой техники. Командир экипажа Борис Быстрых за выполнение этого задания был награжден орденом Ленина.
Проклятая немчура откатывается назад, но уже не так, как под Москвой. Тогда они в плен сдавались по пятьдесят и небольшими партиями в 200-300 человек.— Теперь по 15-20 тысяч каждый день сдаются и еще убитых не меньше этого. Их часто даже не сопровождают конвоиры, а просто покажут дорогу, и они следуют в назначенное место сами, чтобы их накормили и не дали замерзнуть в донских степях. Вот бы вам их показать, посмеялись бы вы над ними. Хуже, чем Тишка — убогий был у нас в Мысовой — помните? (Отрывок из письма Бориса Быстрых. Опубликовано: Официальный портал Красноярский край)
К сентябрю 1942 Борис Быстрых совершил уже 168 боевых вылетов. 5 ноября 1942 года за "образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство" Бориса Степановича удостоили звания Героя Советского Союза.
Борис Быстрых погиб при выполнении боевого задания в Брянских лесах. 3 июня 1943 года старший лейтенант Быстрых на своем самолете бомбил карателей, которые окружили партизан. Выполнив задание самолет лег на обратный курс, но был подбит и начал падать. Борис Быстрых смог приземлить самолет, но погиб при посадке. Штурман Николай Фунаев был тяжело ранен. Его из самолета вынес стрелок-радист Павел Шевель.
Стрелок-радист решил вернуться за командиром. Но в самолете уже вовсю хозяйничали каратели. Они о чем-то посовещались, затем выкопали могилу, похоронили старшего лейтенанта Быстрых и дали залп из автоматов в воздух. Подошедший позже к самолету Шевель прочел надпись оставленную карателями "Русский Герой Николай Фунаев". Ошибка в фамилии объясняется тем, что в планшете командира лежали документы Фунаева.
Надпись каратели сделали немецкими буквами, но русскими словами без ошибок. Это тоже довольно легко объяснить. Дело в том, что на территории Брянской области действовало так называемое "Брянское самоуправление" или "Локотская республика", - коллаборационистское образование, которое имело свою армию РОНА (Русская Народная Освободительная Армия) состоящую из русских коллаборационистов.
РОНА Каминского не нужно путать с РОА Власова. Солдаты РОНА изначально не имели никакого отношения к армии РОА Власова. Однако после расформирования личный состав РОНА вошел в состав РОА. К тому же все подразделения предателей в Советском Союзе имели собирательное название "Власовцы".
Вероятно русским происхождением и объясняется уважительное отношение карателей к павшему летчику. По всей видимости бывшие красноармейцы-коллаборанты не совсем утратили совесть и таким вот образом почтили память погибшего советского летчика-героя. Что, конечно же, ни коим образом не оправдывает их предательства.
Позже партизаны откопали и перезахоронили Быстрых в селе Пролысово Навлинского района Брянской области. 27 июля 1943 года Быстрых был исключен из состава РККА, как пропавший без вести. В 1975 году его с почестями вновь перезахоронили в селе Рёвны. Старший лейтенант Быстрых стал прототипом главного героя фильма "Хроники пикирующего бомбардировщика", который сняли в 1967 году.
Многие зрители фильма и не догадывались, что в фильме показаны реальные подвиги и гибель летчика героя старшего лейтенанта Быстрых. Человека, храбро сражавшегося и отдавшего жизнь за свою Родину.
— Вернешься – ты будешь героем,
ты будешь бессмертен, иди! –
И стало тревожно, не скрою,
и что-то кольнуло в груди,
и рухнул весь мир за плечами:
полшага вперед – и в века…
Как это не просто – в молчанье
коснуться рукой козырька...
(Григорий Поженян. Отрывок из стихотворения Эпилог.)
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится