Гражданская война – худшая форма конфликта из всех возможных. Именно в таком формате, когда одно государство распадается на несколько враждующих лагерей, нередки ситуации, когда брат идёт на брата, а сын на отца.
Одним из самых драматичных и трагичных эпизодов Гражданской войны является оборона Крыма – хоть и победа, но всё же растянутая агония «имперцев» и монархистов в начале 1920 года. Всё, что могли сделать на тот момент представители белогвардейского движения – это собрать под началом генерала Я.А. Слащева около 4 тысяч бойцов и выставить так называемый «Крымский корпус» против 40 тысяч советских войск.
Но, несмотря на десятикратное численное превосходство «советов» белогвардейцы выиграли в этом противостоянии. И в будущем проиграли достойно – в большинстве своем, сгинув на позициях, до конца оставшись верными своим идеалам.
И сегодня мы с вами пробежимся по основным событиям этой кампании, а заодно попробуем рассудить, насколько было нужно это опасное и заранее обречённое упорство Слащева.
Накануне обороны Крыма белогвардейцами
Последняя попытка Вооружённых Сил юга России хоть как-то повлиять на общую обстановку провалилась ближе к осени 1919 года. И именно с этого момента нужно начать повествование.
Поражение под Москвой негативно повлияло на весь Южный фронт, в результате чего А.И. Деникин был вынужден отвести основные силы к Новороссийску. В свою очередь Я.А. Слащев получил приказ организовать оборону Северной Таврии и Крыма. Причём в белогвардейском штабе изначально думали о том, что мероприятие обречено на провал, но намеревались сковать как можно большие красноармейские силы, пока генералы Н.Н Шиллинг и Н.Э. Бредов отводили основную массу войск в сторону Одессы.
Получилось – руководители Красной Армии ошибочно предположили, что именно в Крым противник стянет основные силы. Именно поэтому сосредоточили в этом месте две армии прорыва общей численностью в 40 тысяч штыков.
Слащев прекрасно знал полуостров, ибо уже вёл на нём боевые действия против «батьки» Махно и Галицийской армии, которую принудил примкнуть к своим силам. Более того – летом 1919 года дал уверенный отпор красноармейцам П.Е. Дыбенко, фактически отчистив Крым от вражеских сил.
Начало обороны
В январе 1920 года белогвардейский генерал стянул все имеющиеся силы в районе Мелитополя. Но, здраво оценив силы противника, отошёл вглубь полуострова, чтобы избежать окружения в Таврических степях. Только тогда, в своём приказе, Я.А. Слащев объявил, что защита полуострова для него – дело не только долга, но и чести. Поэтому пожелал всем верным людям разделить его взгляды и приготовиться к борьбе ни на жизнь, а насмерть.
Чтобы компенсировать десятикратное превосходство противника, белогвардейский генерал был вынужден отказаться от позиционной борьбы. Оставив небольшие и «кусающие» заслоны на перекопсих укреплениях, он отвёл большую часть войск на зимние квартиры чуть южнее, ожидая того, как Красная Армия истощит свои силы на 20-тиградусном морозе. И план сработал, так как белогвардейцы нередко атаковали замёрзшие «красные» части с флангов, в тот момент, когда советские солдаты и офицеры были серьёзно измучены сопротивлением непогоде.
Таким образом, вплоть до начала марта «слащевцы» отбивали одну крупную атаку за другой:
· 23-24 января наступление 8 тысяч красноармейцев;
· 28 января вылазку 8-й кавалерийской дивизии;
· в это же время - подавление внутреннего мятежа в Симферополе;
· 5 февраля победа на Перекопе после контратаки «белых»;
· 24 февраля победа возле Тюп-Джанкоя после контратаки «белых».
Но, естественно, для того, чтобы всегда побеждать, у Слащева элементарно не было сил.
Неожиданное подкрепление
К 8 марта погода стабилизировалось, что позволило «красным» сформировать крупную ударную группировку. И в этот раз красноармейцы смогли взять Перекоп и даже дойти до Юшуни, где снова получили ощутимое поражение от «слащевцев» и откатились на прежние позиции. После чего «советы» были вынуждены заняться крупной реорганизацией своих войск.
В это же время на Крымский полуостров прибыло неожиданное подкрепление от Врангеля, что вдохнуло новые силы в сопротивление. При этом отчаянный генерал, руководящий обороной вверенной территории, даже предпринял попытку собственного наступления. Но в этот раз «красные», умелой контратакой, остановили первоначальный прорыв «слащевцев». Но только первоначальный!
2 апреля, собрав под своим началом юнкеров и приказав играть оркестру, Слащев лично возглавил «психическую атаку» в полный рост, с обнажённой шашкой выдвинувшись на позиции «красных» за Чонгарским мостом. Эта отчаянная мера позволила опрокинуть красноармейские силы практически без пальбы – только одними штыками.
Временная победа
Столь отчаянный поступок Слащева принёс ему невероятную победу, когда всего 4 тысячи белогвардейцев смогли опрокинуть десятикратно превосходящие силы. Уже потом, находясь в эмиграции, легендарный генерал, получив от Врангеля почётный эпитет «Крымский», в своих мемуарах напишет, что лично ответственен за то, что затянул на 14 месяцев Гражданскую войну. При этом смог выстоять, несмотря на то, что Деникин потерял Кавказ.
Именно он – Слащев, сделал из Крыма последний оплот белогвардейского движения, за который так отчаянно пытались уцепиться «монархисты», чтобы организовать «свою Россию»…
… К большому сожалению, внутри белогвардейского движения множились и множились противоречия. Вскоре, Врангель и Слащев стали принципиальными противниками друг друга, ибо по-разному видели дальнейшее развитие событий.
Между тем, на Красную Армию начинала работать вся страна. И уже в ноябре 1920 года, неудержимым потоком советские части ринулись на полуостров, сметая всё на своём пути. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.