Найти в Дзене

«Плохой почерк»: кто виноват, и что делать

Красивый и аккуратный почерк — это не врождённый талант! Но кто-то ещё в младшей школе «выписывается» и приятно в тетрадь посмотреть, а для кого-то почерк остаётся больным местом на всю жизнь. Почему?

У плохого почерка много причин и само определение «плохой почерк» может включать в себя разные ситуации:

▪ Нечитабельный почерк: почерк неорганизован, у букв разный наклон и размер.

▪ Слишком сильный/слабый нажим

▪ Почерк узкий, скованный, зажатый и изломанный

▪ Много исправлений и помарок на листе

▪ Непропорциональные буквы

▪ Буквы «падают» со строки

▪ Схожее написание разных букв: «и» как «н»

▪ Отсутствие соединений между буквами или неправильное соединение

▪ Выход за поля, игнорирование правил оформления тетради

▪ Медленное письмо

Очевидно, что причины у этих проблем разные, а потому, чтобы помочь, нужно определить «слабое звено», систему или навык, которые не дают писать красиво и быстро.

Что мешает детям писать красиво и легко:

🔻 Недостаточно развитая мелкая моторика. Мозг посылает сигналы в кисть, но степени контроля не хватает для совершения равномерных и точных мелких движений мышечным аппаратом кисти. На этапе подготовки к школе и в младших классах лепим, вырезаем, плетём, вяжем, делаем массаж кистей и играем в пальчиковые игры.

🔻 Неоптимальная работа мозжечка. Наш «малый мозг» регулирует мышечный тонус, и сбои в его работе видны в неравномерном нажатии и магалографии — резком увеличении размера букв к концу строки.

🔻 Слабая мускулатура и связочный аппарат кистей. Важно создать благоприятные физиологические условия для этого: рацион, спорт, массаж.

🔻 Нарушение тонуса. Гипертонус и гипотонус плечевого пояса, спины и шеи делают невозможной долгую работу за партой. Такие дети быстро чувствуют усталость, жалуются на головные боли, ёрзают за партой, постоянно пытаются поменять позу.

🔻 Проявления дислексии: ребёнку сложно сопоставлять звуки и их графическое изображение, письмо автоматизируется с трудом и требует огромной концентрации.

🔻 СДВГ. Внимание ребёнка рассеяно, ему сложно концентрироваться на одной задаче и оставаться в моменте.

🔻 Нарушение фонематического слуха и нерешённые логопедические проблемы также проявляются в школьном возрасте через сложности с письмом.

🔻 Нарушения зрительного восприятия.

Разные причины требуют разных методов помощи!

А может ну его, этот почерк?! Ведь уже в средней школе учителя гораздо терпимее к оформлению тетрадей и не требуют выводить палочки-крючочки.

Тактика выжидания, к сожалению, имеет существенные минусы:

  • Большинство учителей не будут вникать в неразборчивый текст, и отношение к такой тетради у педагога изначально предвзятое
  • Понимать, что у других почерк красивый, а у тебя так себе — неприятно.
  • Если письмо забирает много сил, то интуитивно ребёнок будет избегать письменных работ.
  • Медленное письмо — фактор отставания от класса.

К кому обращаться, если ребёнку сложно даётся письмо?

Начать поиск первопричин стоит с нейропсихологом: комплексная нейродиагностика поможет выявить область, в которой находится проблема и при необходимости привлечь профильных специалистов:

◽ логопеда

◽ специалиста по сенсорной интеграции

◽ невролога

◽ мануального терапевта

И самое главное — оставаться с ребёнком в одной лодке. Не критиковать и не манипулировать, а вместе двигаться к решению.

Есть вопросы о письме? Что вызывает сложности у ваших детей?