Когда Серафим был маленьким, он задавал всем независимо от возраста один и тот же вопрос: "А ты кто?" В том числе и мне.
Если вы помните, он просыпался каждое утро, приходил ко мне в комнату, и мы с ним знакомились.
Он говорил: "Привет, а ты кто?"
А я ему отвечала: "Привет, Серафим. Я твоя мама. Меня зовут Настя."
Ну то, что меня зовут Настя, он , наверное, знал, потому что, когда сидел с отцом и я проходила по коридору, он говори: "А вон Настя идёт."
Мамой он меня впервые назвал только в 15 лет.
Ну так вот, немного отвлеклась от темы....
Знакомился он со всеми, в том числе и со мной. Так, как будто первый раз человека видел. И со всем без исключения разговаривал на "ты."
До восьми лет включительно.
Почему никого не узнавал? Так это понятно. Прозопагнозия у него, как и у многих людей с аутизмом. Её ещё называют лицевой слепотой.
Вот и ещё одно слово на букву П. Но писать про это снова не буду. Статья должна быть в старом блоге в разделе о других проявлениях аутизма.
Лица, кстати, сын мой не запоминает до сих пор. Ему легче запомнить детали одежды. Может не узнать на улице соседа, с которым 20 с лишним лет живёт на одной лестничной клетке.
Обязательно спросит, кто это. Так и живём. Ну это что касается лиц, их запоминания.
Почему говорил со всеми на "ты" тоже понятно. Не выстроены были границы, не было уважения к возрасту, понимания того, что со старшими нужно разговаривать на "вы."
Думаете, не учила? Ещё как учила. Но Серафим даже слушать не хотел и кричал: "Эй, врачица! Я к тебе пришёл. Начинай ле4ить."
И с учителями в нулевом классе не церемонился.
Только в первом, когда его выставили из кабинета и велели зайти обратно нормальным учеником, смирился с неизбежным. И то не сразу, долго сопротивлялся и говорил учителю: "Эй, уч."
А потом, как вы помните, началось обратное. Лет в 12 он стал всех уважать, независимо от возраста называть на "вы" и больших, и маленьких.
Из-за этого были конфликты со сверстниками, которые не хотели, чтобы их уважали. Девочки даже плакали. Мне приходилось вмешиваться. Объяснять, что так делать нельзя.
И Серафим стал спрашивать у людей, как лучше их называть, на "вы" или на "ты", если они близкого возраста. Научился лавировать.
А вот сейчас появилось что-то новое, интересное, чего раньше не было.
Он на меня ворчит, когда я называю по имени других мам детей-инвалидов. Требует, чтобы со всеми разговаривала вежливо и на "вы", даже со своими подругами.
Постоянно поправляет: "Не Раиса, а Раиса Михайловна. Не Нина, а Нина Николаевна."
Я ему объясняю, что для него да, всё именно так, а для меня эти девочки, мои ровесницы, - просто Нины, Раисы, Маши, Светы, Наташи. Тем более, что мы давно знакомы и очень хорошо общаемся.
Вот такие странности...Сам теперь супервежливый и с меня требует.
А у ваших детей были такие проблемы с общением? Как справлялись?