Найти тему

"Русский сувенир" - до сих пор "нереабилитированная" великолепная комедия великх Григория Александрова и Любови Орловой

Вот как налепят на какого-нибудь кинорежиссера или кинофильм ярлык, так потом десятки лет все этот ярлык повторяют. То некая гражданка, румынскоподанная, снимавшая 50 лет назад на советских украинских киностудиях свои фильмы, объявляется "гением". И так это прижилось, что до сих пор многие, не вникая в усть ее фильмов, ожесточенно кидаются на амбразуру чужого мнения, в защиту ""гения".

То еще один объявленный "гением" кинорежиссер решает снять фильм в защиту предателей Родины, власовцев, которых надо "понять-простить". А так как это снял "гений", то фильм многие считают лучшим советским фильмом о войне.

А бывает, что на замечательный фильм навесят всевозможные ярлыки, смешают с грязью, засунут неизвестно куда, и долгие годы о нем только и будут повторять первоначальные гадости. До сих пор в Сети можно встретить огромное число заметок об этом фильме авторов, которые, скорее всего его не видели, а если и видели, то ради хайпа повторяют старые, можно сказать, "совковые" ярлыки.

Вот про один такой фильм, "Русский сувенир", мы сегодня и расскажем. По итогам проката 1960 года этот фильм по мнению читателей и кинокритиков журнала "Советский Экран" был признан худшим фильмом года. Для сравнения лучшим фильмом года согласно того же опроса был признан "Сережа"

Второе место среди худших фильмов после "Русского сувенира" заняла "Черноморочка" Алексея Коренева. После этого фильма автор будущей "Большой перемены" был на семь лет отстранен от кинорежиссуры.

При этом нельзя сказать, что эти два самых "худших" фильма 1960 г. провалились в прокате. Если самый лучший фильм "Сережа" собрал 23 млн. зрителей, то "Русский сувенир" - 19 млн., а "Черноморочка" - 24 млн.

Кстати, самый неудачный, по нашему мнению, фильм Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда", о котором мы недавно писали,

в следующем, 1961г., теми же читателями и критиками "Советского Экрана", был также признан "худшим" фильмом года.

Автором сценария и режиссером "Русского сувенира" был выдающийся советский кинорежиссер, создатель жанра советского музыкального фильма Григорий Александров. Главную роль простого советского инженера-электротехника Варвары Капитоновны Комаровой играла звезда номер один отечественного кино всех прошедших и будущих времен Любовь Орлова.

Цветная сатирическая комедия, обличающая Запад. С занимательным, полудетективным сюжетом, массой смешных реприз, которые должны были стать афоризмами. С великолепными пейзажами Сибири и Москвы. Выдающимся актерским ансамблем. Прекрасная режиссура и операторская работа. Достаточно интересная музыка Кирилла Молчанова.

В общем, фильм снят рукой мастера. И в прокате фильм не провалился. 19.4 млн. зрителей его посмотрели в год выхода. Обошел такие киношедевры, как "Неотправленное письмо", "Дама с собачкой", "Ночи Кабирии".

Так в чем же дело, почему этот фильм после премьеры так жестко опустили и практически вычеркнули из истории советского кино. Превратив его в образец творческой импотенции выдающегося кинорежиссера, позор великой актрисы. И ведь это продолжается и до настоящего времени.

Рязановского "Человека ниоткуда" хоть "реабилитировали" во времена "перестройки", сделали "жертвой" партократического "догматизма", фильмом "экспериментальным" и "опередившим свое время". А "Русский сувенир", который сейчас вообще-то должен крутиться на всех каналах, как остросовременная сатира "мирового гегемона", по-прежнему подвергается насмешкам.

В адрес Александрова отпускаются обросшие паутиной хохмочки, что к моменту создания фильма в его записной книжечке закончились сюжеты, привезенные им из Голливуда в начале 30-х годов. А по поводу Орловой хихикают, сколько пластических операций она сделала.

Особенно любят ссылаться на Элину Быстрицкую, которая играла в "Русском сувенире" вторую главную женскую роль. Дескать ей ужасно было смотреть, как 58-ми летняя Орлова пытается играть 25-ти летнюю девушку. Вообще-то в фильме не указывается возраст героини Орловой. А во-вторых, сама Быстрицкая в этом фильме максимум, что делает, так это выступает в виде такой пухленькой пышечки (наверное после Аксиньи еще не пришла в обычную форму), демонстрирующей многочисленные шикарные наряды. Все. В отличие от Орловой, ей пошили массу изумительных моделей одежды. Шанель и Диор отдыхают( а может это и были их модели, закупленные для съемок). Как актриса Быстрицкая совершенно беспомощна на фоне Любови Петровны. Но мы об этом еще напишем.

Немного предыстории фильма. Несколько лет Александров писал сценарий фильма. Он предполагал выпустить его к 40-й годовщине Октября. В 1956 г. им было направлено письмо в ЦК КПСС следующего содержания

В 1946 году я выпустил свою последнюю кинокомедию «Весна». В течение нескольких последних лет я не снял ни одного комедийного фильма. Несмотря на то, что за это время мною сделано несколько некомедийных фильмов («Встреча на Эльбе», «Композитор Глинка»), я упорно работал параллельно над сценарием кинокомедии, стремясь достичь новых успехов в развитии этого жанра... Но 12 сценариев, над которыми я работал, в производство не пошли. Многие из них были закончены, некоторые остались незавершенными.
В настоящий момент я написал сценарий новой кинокомедии на тему сосуществования разных социально-политических систем и развернул действие этой темы на путешествии иностранных туристов по СССР. По моему мнению, этот фильм должен показать нашу страну с ее лучших сторон, продемонстрировать достижения социалистического общества на всех главных участках, раскрыть принципы жизни многонациональной семьи советских народов, дружно соединяющих свои усилия в строительстве коммунизма.
Мне казалось, что было бы очень правильно, если бы роли иностранцев исполняли известные иностранные артисты, чтобы двух американцев играли американские актеры, англичанина, французов, немцев играли бы артисты этих стран. Их участие в этом фильме, их личное пребывание во время съемок на наших стройках, на целинных землях, в колхозах, на заводах, атомных станциях, на курортах, их полеты на наших реактивных самолетах и т. д. и т. п. подтвердили бы ту правду, которую я намереваюсь показать в картине. Они были бы свидетелями, что все, что показывается в картине, – не бутафория, не макеты, а реальная советская действительность.
Но в течение последних двух лет я не могу договориться с руководством Министерства культуры СССР о решении этого вопроса. А от решения его зависит весь принцип постановки и режиссерская разработка.

Так как Александров и Орлова являлись в то время, что называется "фронтменами" советского кино на Западе,

Орлова, Чарли Чаплин и Александров
Орлова, Чарли Чаплин и Александров

друзьями и просто добрыми знакомыми многих выдающихся западных деятелей культуры, то договориться об участии в своем новом фильме западных кинозвезд Александрову не представляло труда. Кого же он предполагал снимать?

Прошу разрешить мне пригласить для участия в этой картине 5 иностранных знаменитых киноактеров, примерно таких, как Пауль Муни (США), Ив Монтан и Симона Синьоре (Франция) и Марьяна Шенауэр (Австрия), одного английского и одного немецкого комика.
В случае невозможности работы кого-либо из них, подобрать других, соответствующих целям картины известных актеров. Если этот вопрос будет решен положительно, это поможет мне разработать режиссерский сценарий в расчете на их участие и реализовать, как мне кажется, очень важную для настоящего момента постановку картины на тему о сосуществовании.

И сразу же подводил под это беспрецедентное предложение идеологическое и экономическое обоснование.

Я считаю также, что участие знаменитых артистов разных стран обеспечит успех нашему фильму во всех странах мира, ибо, как известно, имена известных артистов имеют решающее значение для успеха картины в капиталистических странах.
Мне кажется, что тема сосуществования и мирного сотрудничества нашей страны с капиталистическими странами будет не только показана в этом фильме, а практически осуществлена и на деле показана ее возможность, если в этой картине примут участие известные представители американского и европейского кино.

И ведь действительно, как бы смотрелся фильм и у нас, и на Западе, если бы вместо молоденького и никому не известного Валентина Гафта играл Ив Монтан. Вместо Быстрицкой Симона Синьоре. Вместо Андрея Попова оскаровский лауреат и пятикратный номинант на ту же премию американец Пол Муни. Вот только вопрос кого играл бы звезда австрийского кино, красавица Марианна Шенауэр? Предполагалась еще одна роль иностранки?

Мог бы получиться эпохальный фильм. А ведь кроме актеров, там еще был и занимательный сюжет. Пятеро иностранцев - американец-миллионер и его секретарь, итальянская графиня и ее врач француз, английский пастор попадают в авиакатастрофу. Их самолет, летящий из Пекина попадает в грозу и совершает посадку в Саянских горах, неподалеку от Ангары. И начинается их путешествие по Сибири.

В мою задачу входит показать в этом фильме самые важные участки строительства коммунизма в нашей стране. В связи с этой задачей Сибирь приобретает важное и большое место в сценарии.
Поскольку у меня есть сформировавшаяся идея, которая мне предельно ясна, поездка в те места, где должно происходить действие, – Братская ГЭС, озеро Байкал, целинные земли, тайга и т. д. – крайне необходима, так как я хочу лично, своими глазами, проверить факты и одновременно выбрать натуру.
Для этого прошу организовать мою поездку в Свердловск, в Омск и Новосибирск, с выездом в Барнаул и другие районы целинных земель, Красноярск (Красноярская ГЭС), Иркутск, чтобы можно было осмотреть Байкал, совершить путешествие по Ангаре и побывать на Братской ГЭС.
Из письма Г. Александрова директору "Мосфильма" И. Пырьеву

Основная идея фильма - показать и развенчать типичные западные стереотипы о России в целом и о Советской России в частности. Какие тогда были основные западные стереотипы? Да такие же какие и сейчас. Ничего не изменилось. Поэтому фильм не теряет свою актуальность до сих пор, хотя нынешние правители России отказались от строительство самого справедливого в истории общества и задрав штаны рванули в строительство первоначальной стадии накопления капитала, т.е. "дикого", "бандитского" капитализма.

Что такое Россия в глазах иностранцев - это ужасная Сибирь с ее лагерями. Сибирь, где живут мужики, ведущие дикий образ жизни. Это огромные просторы, леса и горы полные оленьих стад. Реки полные лососей и осетров, так, что палку в воду не воткнешь.

А куда деться без цыган с их песнями и плясками? И на каждом дереве в лесу висит советская пропаганда и агитация о путях строительства коммунизма. Да, еще, конечно же, русские ватники, ватные штаны и телогрейки. В 1960 г. слово "совок" еще не было придумано, но "ватник", как видите, уже применялось.

Итак, самолет китайской авиакомпании летящий из Пекина в Москву совершает вынужденную посадку в Саянских горах. Пассажирами самолета были итальянская графиня Пандора Монтези, исп. Элина Быстрицкая, ее врач доктор Адамс, исп. Александр Барушной.

-2

Американский миллионер Эдлай Скотт,исп. Андрей Попов, его секретарь, неудачливый писатель Гомер Джонс, исп. Павел Кадочников, и английский пастор Пидапс, исп. Эраст Гарин. Эти трое приехали в Россию в качестве туристов. Хотят познакомиться в советской действительностью.

-3

Есть еще один китайский летчик, куда делись другие непонятно. Но он не играет в фильме существенного значения.

А вот и главная героиня фильма - Варвара Капитоновна Комарова, единственная советская гражданка в этом рейсе.

-4

Женщина без возраста и пока неизвестной профессии. До самого финала ни зрителю, ни героям фильма - иностранцам, так и не скажут кто же такая эта Варвара Капитоновна, или "мисс Барбара", как они ее называют.

По тому образу, что создала Орлова, ее героиня, как минимум, должна быть министром. членом ЦК, в общем женщина непростая. У меня такое впечатление, что Александров и Орлова Варвару Капитоновну срисовали с Екатерины Алексеевны Фурцевой.

И повела эта русская женщина иностранцев "по диким снегам Забайкалья", "через горы, реки и долины" к людям. И первым на их пути. естественно, должен был возникнуть ГУЛАГ. И он возник. Но об этом в следующей части.