Найти тему

"Проверка на дорогах". О чем хотел снять фильм Алексей Герман и что из этого получилось. ч.1 Герои и прототипы.

Фильм "Проверка на дорогах", первоначальное название "Операция "С Новым годом", должен был стать первой самостоятельной работой молодого режиссера Алексея Германа. До этого он поработал режиссером в БДТ у Товстоногова. И ему там стало скучно.

В БДТ была тогда актерская студия, которую я вел. Я был, может быть, человеком неумелым, но искренне пытался объяснить им, как надо понимать искусство и вести себя в искусстве. Одновременно часть театра приглашала тех же девиц, которые ходили ко мне в студию, к себе домой… Они там чем-то таким занимались и смеялись надо мной. Мне поручили ставить спектакль именно в этой студии. Вот тогда вместо распределения ролей я и принес заявление об уходе. еще была «Поднятая целина», и я сказал: «Георгий Александрович, что мы будем из этих стартовых пукалок стрелять? Давайте я настоящий пулемет принесу, и мы как вжарим очередь – прямо в зал». «Тащите!» Я приношу пулемет с «Ленфильма». Актер нажимает на гашетку… Катастрофа! Дым, грохот, ужас. Я вижу только хромую критикессу Беньяш, которая ложится на пол, а Товстоногов бежит к задним дверям и кричит: «Вы идиот, Леша! При всех вам говорю. Уведите немедленно этих людей и унесите этот страшный пулемет». Я не больно обиделся, но поскольку уже собирался уходить, то решил – напрасно он меня назвал идиотом. Сказать ему: «Сейчас дам по очкам!» или не говорить? Решил не говорить. А хорошая была идея – из пулемета стрелять в зал. Еще Мейерхольд ее использовал. Но Товстоногов отказался и чуть меня не проклял…

То есть актеры и актрисы смеялись над блатным неумехой-режиссером, который свою несостоятельность пытался прикрыть всякими спецэффектами. И обидевшись, непризнанный гений написал заявление об уходе, правда куда уходить у него было. И тот же "проклявший" его Товстоногов пристроил Германа вторым режиссером к Владимиру Венгерову на фильм "Рабочий поселок". Воспоминания у Германа об этих съемках своеобразные.

Он мне звонил, допустим, в два часа ночи и говорил: «Леша, я абсолютно не понимаю, что снимать дальше. У меня была женщина, и я ничего не понимаю – я в ужасе». Я пилил к нему через весь город, а у него была уже другая женщина. Он говорил: «Давайте утром», а утром его было не разбудить. Или звонил мне и говорил: «Леша, я ослеп!» Я отвечал: «Володя, снимите черные очки!»… Тем не менее я старался и делал все, что мог. Готовил второй план. В результате я забрал в руки ту власть, которая мне требовалась, чтобы дать Венгерову нормально работать. Чтобы площадка к его приезду всегда была готова.
Я ничего не делал за Венгерова, но был ему мощным подспорьем. А он меня от всех оберегал – хотя я и сам был волк после работы с Товстоноговым. Он оказался человеком благородным: когда фильм вышел, то начал направо и налево рассказывать по телевидению и радио, что у него был талантливый второй режиссер, которому непременно надо дать снимать собственное кино. Меня в тот момент очень настойчиво приглашали вторым режиссером Козинцев и Хейфиц, но я сказал: «Не буду». Второй режиссер – работа, не требующая внутреннего напряжения. Она не требует ни мучений, ни искусства. Я к финалу у Володи совсем расслабился. Да и баб было много, я все время с триппером ходил.

Вот после этих рекомендаций Венгерова, сыну знаменитейшего писателя Юрия Германа и решили дать самостоятельную постановку. Юрий Павлович Герман стал уже писать сценарий по своей повести "Операция " С Новым годом". Но он уже был сильно болен. До этого его неправильно лечили, посчитав, что у него рак горла, усиленно облучали ( все это историю он описал в романе "Я отвечаю за все" в истории капитана Амираджиби). В результате оказалось, что рака у него нет, а от облучения развилась лучевая болезнь, что и стала причиной смерти в 1967 г. в 57 лет.

Тогда Герману предложили сценарий по произведениям Бориса Лавренева "Седьмой спутник". Фильм на революционную тему, снимался к 50-ти летию Октябрьской революции. В помощь дали опытного режиссера Александра Аронова. На мой взгляд, фильм получился неплохой, и, наверное, из-за того, что его съемками в основном занимался Аронов, а главную роль бывшего царского прокурора, после революции перешедшего на сторону красных, сыграл интеллигентнейший Андрей Попов, на котором настоял Аронов, а не Игорь Ильинский, которого хотел Герман.

Так или иначе , но фильм на экраны вышел. И Герману предложили снимать уже самостоятельно. И он решил экранизировать повесть отца "Операция с "Новым годом", одно из последних произведений Юрия Павловича Германа, опубликованную в 1964 г. Повесть эта вышла потом еще в 1965 г. и 2015 г., оба раза в сборниках, и читателю малоизвестна. Зато более известно мнение Алексея Германа

Книжка плохая, отец меня от неё отговаривал. «Операцию „С Новым годом“» он не любил. Уже написав её, он выяснил, что сведения, которыми пользовался в момент работы, были неполны. Он не знал про одного из самых главных исполнителей операции. Это был Владимир Иванович Никифоров, Герой Советского Союза, необыкновенного достоинства, скромности, мужества, благородства человек с трудной судьбой.

Ну раз "гений" сказал, что книжка плохая, значит так тому и быть. Зачем народу читать плохие книжки. Будем лучше фильм смотреть, так как и он тоже объявлен "гениальным". А вот к упомянутому Герою Советского Союза, командиру одного из партизанских полков Первой Ленинградской партизанской бригады Никифорову, мы еще вернемся ниже, так как Герман опять включает "барона Мюнхгаузена", как в случае с исполнителем роли бандита Соловьева в "Мой друг Иван Лапшин."

Ради интереса мы эту повесть, хотя и имели предубеждение, что она "плохая", перечитали. Скажу сразу - это готовый сценарий для интереснейшего, классического советского боевика о партизанах, одна из самых захватывающих детективных историй. Практически ничего общего с заурядным сценарием Эдуарда Володарского, написанного "по мотивам" этой повести, не имеет. Разве что сохранены имена главных героев.

Повесть рассказывает о начальнике особого отдела Первой Ленинградской партизанской бригады старшем лейтенанте госбезопасности Иване Егоровиче Локоткове, в фильме его сделали бывшим участковым милиции, командиром партизанского отряда. Прямым прототипом Локоткова в повести был реальный человек, начальник особого отдела 1 ЛБП Георгий Иванович Пяткин. Рабочий парень, был направлен в школу НКВД, которую закончил в 1938 г. До войны работал оперуполномоченным НКВД в Новгороде. В войну начальник особого отдела в партизанской бригаде, руководил разведкой и контрразведкой большого партизанского края на Северо-Западе.

Георгий Иванович Пяткин. 1912-1987гг.
Георгий Иванович Пяткин. 1912-1987гг.

Повесть практически документальна, изменена только фамилия Пяткина на Локотков, и еще пары второстепенных героев. В лице Локоткова перед нами еще одна вариация любимого героя Юрия Павловича Германа - Ивана Михайловича Лапшина. Умного, честного, бесстрашного, справедливого сотрудника правоохранительных органов, настоящего мужчины, при этом не прижизненного памятника, а живого человека.

И этот образ - советского человека, героя того времени, начавшийся в повести "Лапшин", написанной в страшном 1937 г., проходит почти через все произведения Германа. Это и начальник ОБХСС полковник Афанасьев в "Дело Румянцева" ( "тамбовский волк, тамбовский волк, а он - товарищ"), и начальник Унчанского УМГБ полковник Штуб, и опять Лапшин в романе "Один год", и полковник милиции Анохин из "Верьте, мне люди". И вот старший лейтенант, чекист Иван Егорович Локотков из "Операции "С Новым годом".

Второй главный герой повести, бывший власовец Александр Лазарев, который, чтобы вырваться из плена поступил во власовские части, а потом перешел к партизанам, приведя с собой 72 человека и 200 человек освобожденных военнопленных. Чекист Локотков поверил Лазареву, поручил ему опаснейшее задание. Лазарев его выполнил, а через месяц погиб в бою с гитлеровцами. В фильме Лазарева играет уже достаточно зрелый Владимир Заманский, там он на гражданке работал таксистом, в армии до плена был младшим сержантом. Реальный же Лазарев Александр Иванович (имя его в отличие от Локоткова настоящее), был 1923 г.р. Как началась война отправлен в военное танковое училище, выпущен младшим лейтенантом. Если в повести в Локоткове есть многое от Ивана Лапшина, то в образе Лазарева какое-то соединение других любимых героев Юрия Германа - милиционера Васи Окошкина и завязавшего вора Алешки Жмакова. Лихой, веселый, бесстрашный, очень фартовый, любящий спеть под гитару "жестокий" романс,

А.И. Лазарев. 1923-1944 гг.
А.И. Лазарев. 1923-1944 гг.

Все события в повести строго документальны. Проверенного в боях Лазарева Локотков отправляет в глубокий тыл к немцам. Его задача - проникнуть в эсэсовскую разведывательно-диверсионную школу, подчиняющуюся подразделению РСХА "Цеппелин", где из бывших советских граждан готовят шпионов и диверсантов для заброски в наш тыл, и организовать похищение начальника школы майора Хорвата. Эта школа находилась в селе Печки в Эстонии, 200 км от партизанской базы.

Лазарева снабдили легендой, документами и он пошел на задание. Ушел он на задание 25 октября 1943 г. , и на все ему давался срок до 1 января 1944г. Через Псков под видом эвакуированного он выбрался в Эстонию. Пройдя все проверки, поступил охранником в ту самую спецшколу в с. Печки. Скоро стал начальником взвода охраны. Связь держал через связных Локоткова, а у того была обширнейшая агентурная сеть.

Получив информацию от Лазарев о готовности, Локотков выдвинулся со спецгруппой захвата в с. Печки, 200 км по лесам и болотам из Псковской области в Эстонию. В новогоднюю ночь трое переодетых эсэсовцами партизана подъехали к воротам школы. Лазарев пропустил их. Затем они прошли в домик, где спал пьяный заместитель начальника школы Гурьянов-Лошков (начальник школы Хорват был неожиданно вызван в Берлин) сообщили ему, что он арестован СД, погрузили его в сани, прихватив и архив школы, и спокойно уехали. Без единого выстрела и никакого шума.

А в лесу их уже ждал Локотков с остальной спецгруппой. Все благополучно вернулись на партизанскую базу. Вот такое задание выполнил в реальности Лазарев, а не фантастический угон какого-то состава с продовольствием, как в фильме.

Добытая информация оказалась очень ценной. И документы, и показания Гурьянова, которого сразу же самолетом отправили на Большую землю. В частности, наша контрразведка узнала о подготовке операции "Ульм". Около десятка немецких диверсантов из бывших советских жителей Урала, проходили подготовку для выброски на Урал с целью диверсий.

18 февраля 1944 г. эту группу выбросили в Прикамье, правда немецкий самолет не долетел до точки выброса 300 км. В результате при приземлении один диверсант погиб, задушенный перепутанными на дереве стропами парашюта, двое получили тяжелые телесные повреждения и покончили с собой. Остальные до начала лета прятались в тайге, питаясь трупами погибших, а потом вышли к людям и сдались. А их давно и ждали, еще с начала февраля, как была получена информация от Гурьянова. Последнего судили и расстреляли.

А лихой партизанский разведчик Саша Лазарев погиб в бою 29 января 1944 г. Лишь в 1965 г. , на двадцатилетие Победы, он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Георгий Пяткин, он же Локотков, закончил войну капитаном, больших чинов и наград этот самостоятельный и независимый, не поддакивающий высокому начальству, человек не получил. После войны работал начальником районных отделов госбезопасности на Псковщине, зам. начальника Псковского горотдела МГБ. В 1987 г. вышла его документальная книжка "Крах Цеппелина", где он рассказал о своих делах во время войны.

Есть в повести и майор, потом подполковник, Петушков, это тот - артиллерист, кого играет А. Солоницын. Только на самом деле он тоже был сотрудником госбезопасности, куратором Пяткина, который прилетал с Большой земли проверять работу особого отдела партизанской бригады. Если есть "хороший" чекист, то ему должен быть и антипод - " плохой" чекист, "ежовец" или "бериевиц", из тех, что из карьеристских устремлений, внеочередного звания или ордена, массово фальсифицировали уголовные дела, репрессировали невиновных.

И это противостояние тоже характерно для произведений Юрия Германа. И как правило, для "плохих" все заканчивается плохо. Снимают с должности шустрого капитана с папироской в "Деле Румянцева", увольняют опера Митрохина, который поломал жизнь Жмакину из "Одного года", и гибнет в бою Петушков из "Операции "С Новым годом".

Но поскольку идея какой фильм снимать у Алексея Германа была практически противоположна концепции повести - никаких хороших чекистов быть в природе не может, гады они все, то "хороший" чекист Локотков стал командиром отряда, а "плохой" чекист Петушков, которого не пропустила бы цензура, стал припадочным майором-артиллеристом. Да и сюжет был крайне упрощен в рамках режиссерского замысла.

Вот такой куцый сценарий, который мы видим в фильме, на основе захватывающей повести Юрия Германа и написал начинающий сценарист Эдуард Володарский. Съемки производились в Калининской области. В суровых климатических условиях. Тут Герман сам похож на "фрица под Москвой".

-3

Как, зачем и почему снимался этот фильм в следующей части.