Найти тему

"Мы едем в Холмогоры. Какое счастье". Всеми любимый "Сережа". ч.1

После окончания в 1959 г. Высших режиссерских курсов "Мосфильма" Георгий Данелия вместе со своим однокурсником Игорем Таланкиными приступил к съемкам первого самостоятельного фильма. Таланкин предложил экранизировать повесть Веры Федоровны Пановой "Сережа". Повесть была опубликована в 1955 г. в журнале "Новый мир" и сразу же получила очень доброжелательные отклики у читателей и специалистов.

Данелия и Таланкин засели за написание сценария, но на киностудии им посоветовали взять в соавторы саму писательницу. Сами то режиссеры еще никому не известны, а если соавтором сценария будет одна из известнейших на то время советских писательниц, лауреат трех Сталинских премий Вера Панова, то сценарий пройдет без замечаний.

Данелия и Таланкин позвонили в Ленинград Пановой и она дала согласие, чтобы они экранизировали повесть. И очень вовремя, так как через короткое время к Пановой обратились с "Ленфильма" тоже с предложением экранизировать повесть. Но Панова отказала, пояснив, что дала согласие на экранизацию каким-то молодым режиссерам из Москвы, при этом она даже их фамилии не смогла назвать, не запомнила. Закончив сценарий, Данелия и Таланкин вновь приехали в Ленинград и упросили Веру Панову быть их соавтором.

— Не так плохо, как я ожидала, — сказала Панова. — Но подпись под этим, — она постучала по папке со сценарием, — в таком виде я не поставлю.
— Почему?
— А вот почему, — она открыла сценарий на закладке. — Вот! "Навстречу проехал автобус с пионерами, и они закричали: «Обогнали! Обогнали!» Ну как же так можно, товарищи?! «Навстречу» проехали — и «обогнали»! Может быть, все‑таки «мимо» проехали? А?
Мы облегченно вздохнули.
— Да, точно. «Мимо».
Потом последовало еще несколько замечаний в таком же духе, с которыми мы тут же согласились, и Панова поставила свою подпись.
Верная Марьяна Качалова отнесла сценарий новому директору «Мосфильма», и новый директор, не вникая, кто мы такие и откуда взялись, увидев на обложке фамилию Пановой, запустил фильм в производство.

В принципе, сама повесть уже представляла собой готовый сценарий.

На роль Коростелева руководство киностудии предложило Сергея Бондарчука. Бондарчук только что снял тоже свой первый фильм "Судьба человека", получил за него Ленинскую премию, Большой приз Первого Московского кинофестиваля, массу призов на международных кинофорумах. И как-то сразу стал советским кинорежиссером и киноактером номер один. Его очень полюбило начальство и не менее сильно кинозрители. Что встречается очень редко. Уникальнейшее качество.

— Хорошо бы Коростелева сыграл такой актер, как Сергей Бондарчук. Если уговорите Бондарчука, мы вас запустим. Сценарий мы ему уже послали.
Мы вышли с худсовета растерянные и подавленные.
— Бондарчук — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Тарас Шевченко, Отелло… Зачем он нам?! — сокрушался я.
— Зря паникуем, — подумав, сказал Таланкин. — Не станет он сниматься в нашей маленькой, простенькой картине.
И с этой надеждой мы поехали к Бондарчуку выполнять решение худсовета — уговаривать.
Бондарчук и его жена Ирина Скобцева встретили нас приветливо, усадили за стол, напоили чаем и угостили заграничным печеньем. Таланкин начал витиевато извиняться, что наш сценарий без нашего ведома послали такому выдающемуся актеру, что мы мечтаем, чтобы Сергей Федорович снимался у нас, но, конечно, прекрасно понимаем, что его не может заинтересовать такая примитивная роль. И что…
— Почему? — перебил его Бондарчук. — Сценарий мы прочитали, роли понравились. Мы с Ирочкой согласны.
Я поперхнулся чаем. Приехали! Директор совхоза «Ясный берег» — Отелло, а деревенская мама Сережи — Дездемона!!! (Бондарчук и Скобцева снимались в фильме «Отелло», на нем и поженились.)
Но куда деваться… И мы с Таланкиным соврали, что очень рады.

Тут надо сказать несколько слов о самой повести. Поскольку повесть "Сережа" являлась как бы продолжением другого литературного произведения Веры Пановой, романа "Ясный берег", то некоторые сюжетные линии могут быть непонятны, в связи с тем, что в "Сереже" они подробно не освещаются.

А началось все сразу поле войны, в 1947 г. Директор вологодского треста молочных совхозов Иван Алексеевич Порохин пригласил свою давнюю фронтовую знакомую, писательницу Веру Федоровну Панову к себе в гости, чтобы она посмотрела на работу ему подчиненных совхозов и, возможно, нашла бы материал для нового произведения. Порохин - это тот самый комиссар санитарного поезда Данилов из повести Веры Пановой "Спутники". Несколько месяцев в 1944 г. писательница ездила в этом поезде, где комиссаром был Порохин, по фронтам, в результате чего и появилась это знаменитое произведение, за которое в 1947 г. она была удостоена Сталинской премии.

Вера Панова. 1905- 1973 гг.
Вера Панова. 1905- 1973 гг.

Повесть "Спутники" трижды экранизировалась в нашей стране. Об этих экранизациях у нас есть статья

Новейшая экранизация "Спутников" Веры Пановой. Куда же катится этот поезд. ч.2
Старое кино от Хозяина тайги14 сентября 2020

После войны Порохин вернулся на прежнюю должность управляющего трестом. Вот и пригласил он к себе в гости Веру Панову. Результатом этой поездки стал роман "Ясный берег", действующим лицом, правда второстепенным, которого вновь является Данилов, теперь уже управляющий трестом молочных совхозов на Вологодчине. А главные герои этого романа потом перешли в повесть "Сережа".

Действие романа начинается в 1945 г. и завершается в 1947 свадьбой директора совхоза "Ясный берег" Коростелева и Марьяны. А в "Сереже" действие начинается в 1947 г. и завершается в 1948 г. отъездом семьи Коростелева в Холмогоры, где глава семьи должен поднять отстающий совхоз. За роман "Ясный берег" Вера Панова была в 1950 г. удостоена Сталинской премии.

Все происходит в райцентре, некоем городе Кострово на Вологодчине, рядом с городом находится молочный совхоз "Ясный берег", куда назначили директором только что вернувшегося с фронта Дмитрия Корнеевича Коростелева. Молодого в общем-то человека 25 лет, по образованию ветеринарного техника, на фронте командовавшего батальоном. С детства он был знаком с Марьяной Субботиной. Мать Мити, простая крестьянка, еще до революции была работницей в доме деда Марьяны, городского врача. Мать Марьяны умерла, когда ей было три года, а отца - учителя городской школы и рабкора-общественника, в 1930 г. г. убили во время коллективизации кулаки.

Осталась Марьяна в 10 лет круглой сиротой и мать Коростелева, которая уже была передовой советской дояркой, установила над ней опекунство. Но жить Марьяша осталась в своем большом дедовском доме. А чтобы за ней был постоянный присмотр, то к ней в дом решили поселить совхозного бухгалтера Лукьяныча с женой тетей Пашей. При этом Лукьяныч платил Марьяне за постой. Относились Лукьяныч и тетя Паша к Марьяне как собственной внучке, своих детей у них не было.

Перед войной Марьяша, не доучившись в школе, вышла замуж на школьного учителя Сергея Лаврова. А тут война. Муж ушел на фронт, а осенью 1941 Марьяна родила Сережу, и тут же пришла похоронка на мужа. В 1943 г., оставив Сережу на Лукьяныча и тетю Пашу, Марьяна уехала в Вологду, где поступила в педучилище. В 1946 г. она его закончила и вернулась домой, где стала учительницей начальных классов в совхозной школе. Дома она вновь повстречалась с другом детства Митей Коростелевым и вышла за него замуж.

Из романа "Ясный берег" и тянется ниточка к "Сереже". Еще заканчивая роман, она решила написать целую трилогию о сыне Марьяны Сереже.

Уже давно, со времен работы в газете «Ленинские внучата», тема «ребенок» жгла мне руки: словно я в них держала что-то горячее и хрупкое, что может разбиться, и потому надо скорей его куда-нибудь пристроить. И хотя в «Сереже» совсем другой материал, так сказать, суммированный, скопленный за много лет наблюдений над детьми, в том числе собственными, но, конечно, из «Ясного берега» вышли и Сережа, и его верный симпатичный товарищ Скверный Васька.

Трилогия должна была охватывать все десять лет учения Сережи в школе. Но получилась только небольшая повесть.

Вот такая небольшая преамбула, чтобы было понятно кто откуда взялся и кто кому кто. А то ведь непонятно кто такие Лукьяныч и тетя Паша. Откуда взялся Коростелев? Чем занимается Марьяна? Где отец Сережи?

В фильме действие перенесено из 1947 г. в 1957 г. А так повесть экранизирована практически аутентично тексту. Без фотопроб на роль Коростелева и Марьяны были утверждены Бондарчук и Скобцева

-2

на роль дяди местного хулигана Васьки, капитана дальнего плавания, Василий Васильевич Меркурьев,

-3

на роли Лукьяныча и тети Паши - Н. В. Сергеев и А.П. Панова. В "ясном береге" есть примечательный диалог между Лукьянычем, ветераном Первой Мировой, бывшим батраком, ставшим первоклассным бухгалтером и его женой тетей Пашей.

— Вот так и прожила всю жизнь с грубияном непомнящим. Чем бы посидеть, чайку попить не спеша, побеседовать, повспоминать…
— Видишь, Пашенька, тут разница психологий, мужской и женской. Женщина, лишившись молодости, интересуется главным образом повспоминать. А мужчина, если он настоящий мужчина, и в преклонных годах орел. У него в поле зрения и работа, и политическое положение, и благородный спорт.

На главную роль - Сережи Лаврова был выбран пятилетний Боря Бархатов. Сережу Данелия и Таланкин представляли светленьким и голубоглазым. И к ним на пробы приводили толпы светловолосых и голубоглазых мальчиков, которые все, как один, читали стихи о Ленине. Но вот пришел черненький мальчик, прочитал очень серьезно стихотворение Некрасова "Размышление у парадного подъезда", потом стал интересовать сколько энергии поглощают осветительные приборы, ему никто не смог ответить, послали погулять. Мальчик возмутился, что никто ничего не знает и тут Таланкин предложил ему

— Вот сейчас ты удивился. А можешь сказать то же самое возмущенно? — спросил Таланкин.
— Выругаться?
— Да.
— Что за работники! Одни балды! Никто ничего не знает! Жуки навозные! Так? Или еще сердитее?
— Достаточно, — сказала Борина мама, испуганно глядя на нас.
Борю перекрасили в блондина, и Сережа был найден.

-5

Снимали фильм в Краснодарском крае. Поначалу чуть не пришлось менять Бондарчука со Скобцевой. Они ездили по заграницам с "Судьбой человека", а потом от Сергея Федоровича пришла телеграмма

Связи запуском фильма „Тарас Бульба“ сниматься в „Сережа“ не смогу. Понимаю подвожу, но это мечта жизни. Извините. С уважением, Бондарчук.

Катастрофа, фильм почти снят, остались сцены с участием Бондарчука и Скобцевой. Все кто мало-мальски подходил на эти роли заняты. Картину придется останавливать. Но тут же приходит новая телеграмма

Связи закрытием „Тараса Бульбы“, если еще нужен могу прилететь Краснодар. Бондарчук

И Бондарчук приехал, загорелый, в шикарном импортном костюме. А через пару дней произошел грандиозный скандал между ним и Данелией.

Но об этом и другом в следующей части. Вот здесь