Найти тему

Самый неудачный фильм Эльдара Рязанова. Похождениях душевного людоеда. ч.1 Первый вариант Шарикова на экране

1961 г. должен был стать удачным для кинорежиссера Эльдара Рязанова. Почти три года после своего второго фильма "Девушка без адреса" он был в простое. Искал тему. Один раз вроде нашел, согласился снять фильм по сценарию Ласкина и Полякова "Не имей сто рублей". С этими сценаристами ему сопутствовала удача на "Карнавальной ночи". Была уже собрана группа, фильм поставлен в план киностудии. Но в последний момент Рязанов отказался. Разочаровался. Сценарий ушел с "Мосфильма" на "Ленфильм", где его экранизировал Геннадий Казанский.

А Рязанову за такой "творческий взбрык" начальство мосфильмовское дало по башке. Почти три года ему не давали постановок. Но тут понадобилось выполнять план по комедиям и на "Мосфильме" в 1960 г. под творческим руководством Ивана Александровича Пырьева быстренько сняли киноальманах "Совершенно серьезно" из пяти новелл.

Одну из новелл, короткометражку в 15 минут, по фельетону Ильфа и Петрова, написанному в 1932 г., "Как создавался Робинзон" снял Рязанов. Сам альманах получился очень слабым, видно, что делался наспех, сейчас его можно рассматривать только с историко-культурологической точки зрения.

Единственное, что стоит упомянуть, так это то, что с этого альманаха началось триумфальное шествие как комедиографа Леонида Гайдая. Именно в этом альманахе появился его "Пес барбос и необычайный кросс" с великой троицей - Трус, Балбес, Бывалый.

Рязановская же короткометражка в этом альманахе оказалась самой слабой. И сюжет довольно устаревший и режиссерски снято на скорую руку. В этой короткометражке впервые на киноэкране появился в большой роли Анатолий Папанов, он играет редактора журнала

А Сергей Филлипов, играющий писателя Молдаванцева и Робинзона, в образе Робинзона уже внешне готов 10 лет спустя изображать Ипполита Матвеевича Воробьянинова

-2

И в том же 1961 г. на экраны должен был выйти и полнометражный фильм, снятый Рязановым, "Человек ниоткуда." С художественной точки зрения самый слабый его фильм из снятых в период 50-70-х годов, и самый скандальный.

В многочисленных изданиях своих мемуаров Эльдар Александрович почти не касается процесса создания этого фильма, его художественных достоинств, но зато очень подробно описывает свою скандальную эпопею, связанную с выходом фильма на экран. Более скандальной у него была только "эпопея" с попыткой экранизации "Ивана Чонкина". У нас эта эпопея описана тут

Фильм для своего времени достаточно необычный. И по форме и по содержанию. Автором сценария фильма указан Леонид Зорин, но думаю, что и Эльдар Александрович принял активное участие в его создании. Потому как все последующие его фильмы, снятые по собственным сценариям, стилистически вышли из этого самого "Человека ниоткуда". И закладываемые повсеместно легкие такие фигушки властям, и самое главное - якобы многозначительные, с соответствующим подтекстом, типа сатирические авторские высказывания за кадром и реплики героев.

Я твой начальник. Ты не должна мне возражать. Моя воля-закон.
Театр - это то место, где людям показывают на что они способны.
Все прекрасное на земле сработано человеком. Кто не работает, тот не человек.
Сердце есть у всех, но болит оно только у человека.
- Вообще ты совершил известную ошибку - решил, что можешь руководить не умея работать. - Я думал, что если буду начальником, то стану человеком. -Сначала стань человеком, а потом становись начальником.

"Человек ниоткуда", как сам Рязанов определил, по жанру "ненаучная фантастика". В Советский Союз конца 50-х- начала 60-х годов попадает некий уроженец племени тапи, которое обитает в горах Памира и занимается каннибализмом. То есть дикарь дикарем с совершенно незамутненным сознанием. И вот его помещают в среду страны, имеющей целью построение коммунистического общества, где человек человеку друг товарищ и брат.

Проще было бы, конечно, чтобы это был не какой-нибудь тапи-каннибал, а вполне себе обычный угнетенный негр из какого-нибудь Гарлема или Алабамы. До сих пор обитающий в хижине дяди Тома, и которого постоянно хотят линчевать куклуксклановцы в страшных белых капюшонах.

-3

Тем более, что недавно прошел фестиваль демократической молодежи и студентов в Москве, и угнетенных негров из логова империализма и расизма было предостаточно. Вот прямо бери и снимай фильм о приключениях мистера Веста какого-нибудь Джима Паттерсона в Стране Советов.

Но вместо угнетенного негра авторы фильма отправили в СССР дикаря-каннибала. То есть существо отягощенное всеми пережитками и предрассудками своего неразвитого общества. А то, что это общество неразвитое нам авторы показали. Там люди ходят в шкурах, говорят белым стихом, с удовольствием едят друг друга, танцуют свои дикие танцы, очень похожие на пресловутый рок-н-ролл, под какофонию и сумбур вместо музыки. Одним словом

Буги-вуги, самба-мамба,
чувствую, приходит амба.

В общем, Америка просматривается невооруженным взглядом. И очень сюжет фильма похож на адаптацию запрещенной тогда в СССР повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Только вместо добродушного пса Шарика превращенного "волшебником в белом халате" профессором Преображенским в работника очистки Полиграфа Полиграфыча Шарикова, реинкарнацию простого и незамысловатого русского человека Клима Чугункина, в этом фильме каннибал Чудак из племени тапи. И как пес Шарик в человеческом обличьи, каннибал Чудак постигает, и с успехом, реалии нового мира.

И почему авторы не взяли просто прогрессивного негра, вместо Чудака-каннибала, непонятно. Зачем такие сложности с поисками на Памире и вывозом в Москву каннибала-тапи, когда негр сам в нее спокойно приехал на фестиваль? Может это признаки какого-то "низкопоклонства перед Западом" авторов фильма, которые не захотели обижать "наших уважаемых партнеров", что за год до съемок фильма привезли в СССР свою демократическую выставку и показали советским людям что такое пепси-кола?

Но вернемся к фильму. Начинается он с эпической песни в исполнении выдающегося советского баритона Евгения Кибкало

За горной грядой, под белой звездой,
Снега пламенеют.
И в этой глуши напевы души
Таинственно зреют.

Идут пейзажи каких-то гор, потом нам скажут, что это Памир, где работает научная экспедиция по поискам "снежного человека". Зачем советским ученым забираться на Памир, и зачем им вообще нужен этот "снежный человек", нам не говорят. Вот надо это для науки - и все. Может, ищут "недостающее звено" в эволюции человека.

А вот и два главных героя, руководитель экспедиции Крохалев, спокойный трезвомыслящий ученый. который ни в какого "снежного человека" не верит, и правильно делает, его играет Анатолий Папанов. И невменяемый холерик, антрополог Поражаев, в исполнении Юрия Яковлева.

-4

Поражаев, типа, прогрессист, верит в существование "снежного человека", даже какие-то отпечатки чьих то босых ног на снегу нашел. А Крохалев, типа, консерватор, не верит, ему эти следы ничего не доказывают.

Кстати, этот самый энтузиаст Поражаев вызывает ассоциацию с солидным Ипполитом из "Иронии судьбы". Вот таким же в молодости был и Ипполит, который с годами превратился в Крохалева, но еще может в новогоднюю ночь, выпив лишку, посетовать, что молодость прошла.

Поскольку фильм "ненаучная фантастика", то логических связок в сюжете ждать не приходится. Как Поражаеву найти тапи? А очень просто. Проваливается в какую-то яму, летит вниз по склонам памирских гор, раскалывает с налету своей головой каменную глыбу, и вот он в племени.

Племя, как мы уже писали - это сатирическая аллюзия на Америку. И там советского ученого сразу же собираются сожрать. Вот уже и сковорода трех метров в диаметре шипит раскаленная. А с ним хотят съесть и местного по имени Чудак. Но силой ума советский ученый поражает, на то он и Поражаев, этих примитивных каннибалов, и, забрав с собой Чудака, переносится с ним с памирских гор прямо на крышу гостиницы "Украина". Вот она какая, столица нашей Родины - Москва, смотри Чудак.

Чудак - это главное открытие фильма. Его играет ведущий актер ленинградского БДТ Сергей Юрский. Это его первая главная роль в кино. Можно сказать, что этим фильмом страна открыла для себя одного из самых выдающихся актеров современности.

А чего он зубы скалит? Кушать хочет? Человечинки?
А чего он зубы скалит? Кушать хочет? Человечинки?

Первоначально эту роль играл Игорь Ильинский. Но возраст у него был уже достаточно солидный, а роль предусматривала исполнение в остро эксцентрическом ключе. После пары съемок Ильинский отказался от роли. Вот лет сорок назад у Ильинского проблем бы не было. Он и был в двадцатые годы королем эксцентрики на киноэкране. А в 1960 г. все эти штучки-дрючки были уже не для него.

Но нашелся Сергей Юрский. И без него про этот фильм и вспомнить было бы нечего. Он как локомотив тянет на себе эту рыхлую и невнятную картину. Самый неудачный фильм Эльдара Рязанова.

Как говорится

Когда выходишь на эстраду,
стремиться нужно к одному - ...
всем рассказать немедля надо
кто ты, зачем и почему.

Вот и тогдашние критики гадали - о чем этот фильм, где его главная идея? Ну, никак не могли эту идею найти, а главное сформулировать. Видели на экране какую-то эксцентрическую невнятицу отдельных эпизодов, а вот идеи не видели.

Спустя много лет Рязанов будет так рассказывать зачем и почему этот фильм.

Картина рассказывала о приключениях снежного человека в Москве и была, как я уже рассказывал, снята в довольно замысловатой манере.
Герой ленты по кличке «Чудак» — существо с детским, незамутненным сознанием — являлся своеобразным камертоном, по которому проверялась действительность. Чистый, наивный, душевный дикарь был своеобразной лакмусовой бумажкой. Благодаря этому, конечно же, условному приему было легче обнаружить пороки и отклонения нашего общества. В картине, несомненно, присутствовал критический, сатирический заряд. Но поскольку критерием были выбраны общечеловеческие мерила, фильм был обречен на неприятие его официальными инстанциями.

Да, вот такой чистый, наивный, душевный людоед расхаживает по Москве и обнаруживает пороки и отклонения нашего общества. И все время хочет кого-нибудь да скушать.

О его похождениях и похождениях Зорина и Рязанова в борьбе с "официальными инстанциями" в следующей части.