Продолжение. Начало тут
Еще раз напомним, что фильм снимался в основном для западного зрителя. Александров решил высмеять основные западные стереотипы о России.
Показать западному зрителю, что в России медведи не ходят по улицам. Что цыгане не кочуют, а занимаются обще полезным трудом, что советские люди открыты и доброжелательны, честны и образованы. Достижения советского народа в мирном труде поразительны. И в обязательном порядке западные туристы должны влюбится в Россию-матушку, образ которой изображает Любовь Петровна Орлова.
И вот ведомые Россией-матушкой западники отправляются в путешествие по Советскому Союзу. В одном стереотипе они уже убедились. В иллюминатор их самолета заглянул снаружи медведь. Кругом огромные сибирские горы и белое безмолвие. Преодолев снежные пустыни и гигантские пропасти - вот тут Любовь Петровне Орловой пришлось в туфлях на шпильках переносить на себе по тонкому бревну, перекинутому через пропасть, не очень худенькую, но гораздо более молодую Элину Быстрицкую.
А здесь Орлова говорит Быстрицкой - сними темные очки, посмотри какая красота, вот она какая, Сибирь то наша.
Вот чувствуется. что между двумя актрисами нет особого контакта. Для Быстрицкой Орлова - небожитель, и очень хочется компенсировать свою неполноценность перед богиней советского экрана. Поэтому, наверное, и появились потом, уже в пожилом возрасте у Быстрицкой не очень комплиментарные высказывания о съемках Орловой в этом фильме.
Но вот в суровую дождливую ночь Россия-матушка подводит наших, тогда еще не "партнеров", к стенам сибирского ГУЛАГа. Как же так - Сибирь и без лагерей. Для прикола стены лагеря больше похожи на кремлевскую стену. Эпизод в сибирской тюрьме один из самых смешных.
Вначале Скотт говорит с мрачной уверенностью своему секретарю:"Вот она, отгороженная от всего мира тайная Сибирь". На что дрожащий от холода Гоми, так своего секретаря зовет Скотт, с надеждой отвечает:"Хоть бы на пять минут попасть туда, потом ... всю жизнь писать можно".
И это 1959 год, когда еще никаких многочисленных сочинений на "лагерную тему" Солженицыных, Шаламовых, Гинзбург, Шаламовых и пр. в помине не было. Это что же получается, американский писатель Гоми Джонс подкинул в будущее нашим жертвам репрессий такую благотворную идею - всю жизнь кормиться "лагерной темой"?
Но тут Россия-матушка постучалась в маленькую железную дверь в "кремлевской стене", что посреди глухой сибирской тайги, дверца открылась и вышел старичок-сторож с винтовкой и в казачьей фуражке. Типа, вохровец.
"ГУЛАГ" снят по всем западным канонам. Каменные стены, железные решетки, мощные цепи. Из темной глубины казематов доносится какое заунывное пение. тут опять бесподобный диалог Скотта и Гоми.
- Русские песни унылы и тоскливы. В них отражается чувство угнетенного народа. Запишите это Джонс.
- Но я не могу это записать, сэр. Это американская песня.
И с вопросом почему русские арестанты поют американские песни, Гоми обращается к России-матушке.
И действительно, в бывшей тюрьме, помещение которой хотят приспособить или под музей ( вот опять гениальное предвидение появления через несколько лет "Мемориала"), или под склад, молодые советские туристы поют песню "Old Man River" про суровую жизнь американских негров-рабов из знаменитого американского мюзикла "Плавучий театр"
Жизнь уходит,
Слабеют силы.
Но отдых будет
На дне могилы ?
А Миссисипи
Всё катит волны
Вперёд...
В 1958 г. в СССР прошли с триумфом гастроли прогрессивного американского певца и общественного деятеля Поля Робсона, который исполнял и эту песню. Дальше в фильме будет эпизод, когда из таежного сибирского города Ангарска комсомольцы будут звонить из квартиры слесаря Сафонова в Нью-Йорк Полю Робсону, чтобы он дал согласие на то, чтобы одну из новых улиц города назвать его именем.
А там не только туристы, там и молодые геологи, которые нашли месторождение алмазов в Сибири. Мистер Адамс хочет им подарить, как дикарям, коробок импортных спичек, а они ему вот такой алмаз под нос сунули. Та, что с косичками - молодая Клара Румянова, голос Зайца из "Ну, погоди!"
Звезда графиня в шоке. Бриллиант! "Им нравится". А ей тут же объяснили, что все это найдено и добывается в соответствие с решениями XXI съезда КПСС. Знаешь эти решения? Графиня испуганно отвечает:"Нет".
А Россия-матушка тут же организовала для иностранцев русский хлеб-соль. Чем богаты, тем и рады - русский хлеб, грузинское вино, китайский чай, албанский сыр и масса другого. И ведь ни копейки за все это с западников не взяли.
После стереотипа "ГУЛАГ" западникам предлагают стереотип "цыгане". Миллионер Скотт и пастор Пидапс блуждают по сибирской тайге, ищут пути выхода к цивилизации. На дереве прибиты таблички с указателями - "Ленинский путь", "Путь Социализма", "Путь Коммунизма. Прямо".
Далее им попадается представитель нативного населения, шаман. Его играет популярный в те годы артист, нанаец., Кола Бельды. Пидапс очень рад встрече с коллегой, ведь и Пидапс служитель культа. Правда Шаман на самом деле связист на стройке и шамана играет в самодеятельности.
Потом Скотт и Пидапс на плоту сплавляются по реке, где лососи в таком количестве. что сунь туда весло, оно будет стоять. Вот она какая - Сибирь то наша... На плоту Скотт на вопрос пастора верит ли он в Бога сакраментально отвечает
- Верю. Но предпочитаю деньги.
А дальше появляются на плотах цыгане. Они сплавляют лес. И какая же Россия без цыганских песен и плясок. Скотт тут же садится играть с цыганами в карты и все проигрывает под "Выпьем мы за Скотта. Скотта дорогого, а не будет Скотта. выпьем за другого." Но наливают чай.
А пастору Пидапсу гадает цыганка, а другая залихватски поет: "К нам приехал наш любимый мистер Пидапс дорогой". У Эраста Гарина по щеке катится скупая мужская слеза.
Что там дальше из западных стереотипов о России? Русская баня? И в баню ведут интуристов. Русский ватник? И это есть. Интуристов переодевают в элегантные русские ватные костюмы. Графиня довольна. "Такой наряд произвел бы фурор в Монте-Карло".
И далее все идет по полной программе. Россия-матушка побеждает в идеологическом споре - "капитализм еще имеет силу, но уже не имеет будущего."
Гости присутствуют при запуске из глубины сибирских руд космического корабля. "Самая счастливая примета - в небе новая ракета",- с удовольствием замечает Россия-матушка.
Потом гостей привозят во вновь построенный сибирский город. Съемки проходили в Ангарске. Интуристов встречают как дорогих гостей, принимают в почетные пионеры.
А на городской площади концерт. Поет француз, некий Клод Жерар. Его изображает Валентин Гафт. А поет Владимир Трошин. Очень тонкий стеб над Ивом Монтаном, особенно текст песни. Примитивность текстов французского шансона становится понятной, когда их переведут на русский.
Как уже сказано Александров хотел снимать Ива Монтана и его жену Симону Синьоре. Но их заменили Быстрицкая и Гафт. И если у Быстрицкой роль настоящая, то Гафту пришлось создавать карикатуру.
А за роялем сидит красавица актриса Лариса Соболевская-Кронберг. Только недавно с помощью Ларисы, внештатной сотрудницы КГБ, советскими спецслужбами был склонен к сотрудничеству, использовался метод "медовая ловушка", посол Франции в СССР Морис Дежан. За эту операцию Лариса была награждена часами с бриллиантами.
А еще из красавиц в фильме в небольшой роли переводчицы снялась Алла Будницкая.
То есть зритель на Западе должен был убедиться, что Россия имеет неограниченное количество актрис, отвечающим самым высоким голливудским стандартам. Что в России есть не только суперзвезда Любовь Орлова. но и Быстрицкая, Будницкая, Кронберг и т. д. В России есть все - медведи, цыгане, баня, ватники, самые большие в мире ГЭС, лучшие космические ракеты, и кинозвезды, ни в чем не уступающие голливудским.
Вот взять хотя бы модели одежды. Предполагаю, что Элины Быстрицкую специально взяли в фильм для демонстрации мастерства советских модельеров.
Листать галерею.
По сравнению с итальянской графиней Россия-матушка одета не в такие образцы Prêt-à-Porter, и не в таком количестве. Но элегантно и со вкусом.
В фильме отметился и Григорий Александров. Вот он изображает второго пилота в ТУ-104, везущего интуристов в Москву. Первый пилот - актер Павел Панков.
Но и критические нотки имеются в фильме. "Ракеты пускаете, а дороги плохие",-ворчит Скотт. А вот тут отечественный жулик, неопределенной национальности, пытается обманом выманить у Скотта только что выигранные им 10000 рублей по облигации советского внутреннего займа. Эту облигацию Скотт выиграл в карты у цыган. И при социализме пока есть жулики.
Пешком, на плоту, на автомашинах, пароходом, железной дорогой, самолетом интуристы добираются до столицы нашей Родины Москвы. Они побывали в Саянских горах, у охотников-промысловиков, добывающих баргузинского соболя на Байкале. на строительстве Братской ГЭС, в городе нефтехимиков Ангарске, Красноярске, Новосибирске. И нигде с них не взяли ни копейки, ни цента. Вот такое русское гостеприимство.
И в Москве к ним приходит полное осознание и просветление. Но об этом в следующей части. Вот тут