Найти тему
Солянка

Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья и их политика.

Оглавление

Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриковичей для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения государства на Руси. Существует две основные теории:

  • Норманская теория: ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси – дело рук норманнов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора;
  • Антинорманская теория: последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.

Рюрик

Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре.

Олег

Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

Игорь

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье – периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Ольга

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Святослав

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем.

Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015).

Владимир Красное Солнышно

Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.

Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

Ярослав Мудрый

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

Ярославичи

Ярослав Мудрый разделил Русь между сыновьями. Трое старших сыновей получили главные русские земли. Изяслав — Киев и Новгород, Святослав — Чернигов и муромские и рязанские земли, Всеволод — Переяславль и Ростов. Младшие сыновья Вячеслав и Игорь получили Смоленск и Владимир Волынский. Эти владения не передавались по наследству, сложилась система, при которой младший брат наследовал старшему в княжеском роде — так называемая «лествичная» система. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй. Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем. Лествичная система регулярно вызывала усобицы между князьями.

Время Ярославичей После смерти Ярослава на Руси воцарились усобицы.

Это произошло не сразу. Ярослава пережили трое сыновей: Изяслав, Святослав и Всеволод. Ярослав перед смертью утвердил порядок престолонаследия, по которому власть переходила от старшего брата к младшему. Дети Ярослава поначалу так и поступили: киевский стол достался старшему Ярославичу – Изяславу, а Святослав и Всеволод ему подчинялись. Они жили дружно 15 лет, вместе дополнили «Правду Ярослава» статьями, главное внимание уделив повышению штрафа за покушения на княжескую собственность. Но мир в 1068 году был нарушен. Войско Ярославичей потерпело поражение от половцев. Недовольные киевляне изгнали великого князя Изяслава и Всеволода, разграбили дворец и объявили правителем полоцкого князя Всеслава – его во время похода на Полоцк Ярославичи схватили и привезли в Киев как пленника. Изгнанный из Киева Изяслав бежал в Польшу, прихватив богатства. И вскоре он появился у киевских стен с наемным войском и вернул себе власть. Всеслав же, не оказавший сопротивления, бежал в Полоцк. После бегства Всеслава борьба началась внутри семьи Ярославичей, забывших заповеди отца. Младшие братья Святослав и Всеволод свергли Изяслава, который опять бежал в Польшу, а после в Германию, где не мог найти помощи. Великим князем стал Святослав Ярославич. Но его век оказался недолог. Деятельный, он много воевал, имел большие амбиции, а умер от ножа неумелого хирурга, который в 1076 году пытался вырезать у князя опухоль. Пришедший к власти Всеволод Ярославич, женатый на дочери византийского императора, был человеком кротким и богобоязненным. Он тоже недолго правил и простодушно уступил трон вернувшемуся Изяславу. Но тому не везло: князь погиб под Черниговом на Нежатиной Ниве в 1078 году в сражении с племянником – сыном Святослава Олегом, который хотел занять трон. Первым делом Изяслава на Киевском столе была отмена смертной казни, замененной денежным штрафом – вирой. Его мягкосердечие стало причиной злоключений: Изяслав Ярославич жаждал престола, но не был в достаточной степени жесток, чтобы на нем утвердиться. В итоге Киевский стол вновь отошел к Всеволоду, который правил до 1093 года. Образованный, умный, великий князь владел пятью языками, но плохо управлял страной, не сумев справиться ни с мором, ни с голодом, ни с половцами, опустошавшими Киев и окрестности. На Киевском столе он оставался удельным Переяславским князем, каким его в юности сделал Ярослав Мудрый. Не удавалось навести порядок и в семье. Подросшие сыновья его братьев ссорились из-за власти, непрерывно воюя из-за земель. Для них слово великого князя Всеволода ничего не значило. Усобица на Руси продолжалась. Убийства и интриги стали обычными в среде князей. Единственной надеждой Всеволода оставался его сын Владимир Мономах. Правления Изяслава и Всеволода, распри родственников происходили в период, когда из степей впервые пришли – половцы, которые изгнали печенегов и начали непрерывные нападения на Русь. В 1068 году они разбили полки Изяслава и принялись грабить русские земли. С тех пор и года не проходило без набегов половцев. Их орды доходили до Киева, и однажды они сожгли княжеский дворец в Берестове. Враждующие русские князья ради богатых уделов и власти вступали с половцами в соглашения, приводя их орды на Русь. Особенно трагичным оказался июль 1093 года, когда на берегу речки Стугны половцы разбили объединенную русскую дружину.

Владимир Мономах

Киевский князь Святополк Изяславич покровительствовал ростовщикам, которые, пользуясь этим, обирали бедняков и обращали их в рабство за неуплату долгов. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве состоялось мощное городское восстание. Были разграблены дворы тысяцкого (главного городского чиновника) Путяты и богатых ростовщиков. Ситуация разрешилась созывом вече (народного собрания), на котором решили пригласить на киевский престол Владимира Мономаха (годы правления 1113‒1125), который пользовался в народе большой популярностью.

Владимир Мономах продолжил бороться с половцами и достиг в этом деле больших успехов: южные и восточные границы Древнерусского государства на долгие годы были избавлены от половецких набегов. Другие князья Рюриковичи признавали власть Мономаха, уважая его лидерские качества и опасаясь мощи его войска. Древнерусское государство, как и при Ярославе Мудром, стало единым: все беспрекословно подчинялись киевскому князю.

Важнейшим событием правления Владимира Мономаха стало принятие нового закона о ростовщичестве ― Устава Владимира Мономаха, по-другому Устава о резах, то есть ссудных процентах. Теперь закон запрещал обращать людей в рабство за долги, а ссудные проценты были значительно снижены ― не более 20% от суммы долга. Так была ограничена деятельность ростовщиков, что отвечало интересам низших слоев населения. Устав Владимира Мономаха стал частью Русской Правды. Дополненный свод законов приобрёл более полный и завершённый вид. Так в XII в. при Владимире Мономахе сформировалась Пространная редакция Русской Правды.

Киевский князь вошёл в историю как выдающийся писатель. Владимир Мономах в конце жизни написал «Поучение детям» ― автобиографичное произведение, которое повествует о его военных походах на половцев и усобицах с другими князьями. «Поучение» написано в форме призыва к потомкам соблюдать нормы христианской морали. Владимир Мономах заповедал детям жить в мире друг с другом, проявлять уважение к чужестранцам, помогать нищим, стремиться к новым знаниям, трудиться не покладая рук на благо отечества

Мстислав

После смерти Владимира Мономаха киевским князем стал его сын Мстислав Великий (1125–1132). Новый князь отличался умом, честностью и личной храбростью, поэтому пользовался уважением среди других князей Рюриковичей. Он стал последним киевским князем, которому удавалось сохранять единство русских земель.

Во второй половине XI в. Древнерусское государство оказалось охвачено княжескими распрями. Если сыновьям Ярослава ещё удавалось какое-то время сдерживать распад государства, то внукам эта задача оказалась не по плечу. Решение, принятое на съезде в Любече, в дальнейшем предопределило самостоятельное развитие отдельных земель. Фактором, побуждающим князей к сплочению, оставалась опасность половецких нашествий. В организации обороны русских земель против неприятеля и походов в половецкую степь преуспел князь Владимир Мономах. Его правление в качестве киевского князя стало последним большим периодом единства и могущества Древнерусского государства.

-2