«СП»: Вот мы и собрались строить свою валюту БРИКС, к которому, кстати, и Саудовская Аравия хочет присоединится, объявив о заинтересованности, и даже подав официальную заявку на членство.
- Это такие журавли в небе, что их еще даже и не видно. Но человек так устроен, что ему хочется желаемое принять за действительное, ответил российский ученый-экономист, доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов. Так что, поверьте мне, не будет никакой валюты БРИКС.
В этой организации, когда она состояла из пяти стран, на две: Китай с Индией - приходилось более двух третей, почти восемьдесят процентов ВВП.
Сейчас БРИКС «разбавили» еще несколькими странами, получилась десятка. Но все равно на две огромные страны - приходится три четверти ВВП. А отношения между этими двумя странами - отнюдь не теплые. Так что это тоже «мост, который в любой момент может обрушится». И американцы, которые умеют обрушивать мосты, хорошо это знают.
«СП»: Не захотят ли в таком случае арабские поставщики нефти расплачиваться за свой товар цифровыми валютами?
- Что такое «цифровая валюта» каждый понимает по-своему. Одни говорят, что это биткоин, а другие, что это все безналичные деньги в виде электронных записей. Третьи говорят, что это цифровая валюта центральных банков (CBDC). А я тогда задам вопрос: а чем отличается CBDC от безналичных денег?
«СП» Дело ясное, что дело темное. Сами же американцы может еще откажутся от своего старого доллара - вместе с накопленными триллионами долгов - и перейдут на давно подготавливаемую новую, хитрую цифровую валюту. Они же не такие тупые, как утверждал сатирик.
- Наш Центробанк уже лет пять говорит про свой «цифровой рубль». Но при этом не отвечает на самый простой, детский вопрос: «Что за новый вид денег?» А это, я считаю, просто жетоны электронного концлагеря! К деньгам они никакого отношения не имеют.
«СП»: Значит отказ саудовцев от долларовой обязаловки, с их девятью млн баррелей добычи нефти в сутки, или около 9% от мировой добычи, кардинально на доллар не повлияет?
- Любые преобразования начинаются с преобразования человека. Давайте разъяснять людям, и мы эти преобразования ускорим, считает эксперт...
Так что отказ от системы нефтедолларов если и будет, то не резким, революционным, а постепенным. Мы можем даже не сразу заметим. Так еще в январе 2023 года министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль-Джадаан на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил, что страна впервые за 48 лет открыта для торговли разными валютами. В исторических масштабах с того Давоса прошел миг. А чуть раньше 1 января 1999 года, ввели в обиход евро - как будто вчера.
Но Саудовская Аравия торговала нефтью в долларах еще потому, что ей это было удобно и выгодно. А госдолг США при этом растет, вместе с дефицитом внешней торговли, когда импорта больше, чем экспорта. При этом саудитов никто не заставляет отказываться от доллара, в отличие от России. Их же не отключают от Swift, не зажимают со всех сторон санкциями. Так что торопится им некуда.