Рауш (Rausch) — редкое и неповторимое состояние, которое Ницше считал одним из сильнейших переживаний для человека. Когда эстетический феномен вызывает это состояние, индивид переходит на более высокий уровень бытия, характеризующийся силой и опьянением, отражающими возбуждение чувственности.
Искусство напоминает нам о состояниях животной энергии, представляя собой, с одной стороны, избыток и вливание цветущей телесности в мир образов и желаний, а с другой — пробуждение животной функции через образы и желания насыщенной жизни, усиливая ощущение жизни и стимулируя её.
Красота вызывает состояние Рауша, которое Ницше описывал как ощущение силы и наполненности. Поэтому философ считал искусство мощным стимулом для жизни возвышенных людей с обострённым трагическим восприятием. Однако остаётся открытым вопрос о том, насколько важно трагическое восприятие для стимуляции состояния Рауша. Возможно, чем больше человек осознаёт жестокую реальность, тем сильнее испытывает восторг от состояния Рауша.
✅ Изучение природы гениальности помогает понять эту взаимосвязь. Известно, что многие гении на протяжении истории, обладающие творческим потенциалом, превосходящим возможности обычных людей, сталкивались с патологическими состояниями.
✅ Сенека говорил, что ни один гений не обходится без безумия, а Аристотель утверждал, что выдающиеся личности в философии, политике, поэзии и искусстве склонны к меланхолии. Недавно Кит Саймонтон в своей книге «Истоки гениальности» обобщил результаты многочисленных исследований, которые эмпирически подтверждают связь между психопатологией и творчеством.
Возможно, некоторые патологические состояния, свойственные гениям, связаны с их неспособностью применять защитные механизмы, предложенные Цапффе, что приводит к чрезмерному осознанию «ужасов ночи». Это может объяснять, почему жизнь многих выдающихся личностей была полна периодов глубокой меланхолии, страданий и бездействия, сменяющихся периодами творческого подъёма и восторга, такими как состояние Рауша.
Без доступа к защитным механизмам, которые помогают большинству людей поддерживать психическое равновесие, эти люди вынуждены искать способы справиться со своим отчаянием, достигая почти сверхчеловеческого состояния радости и силы.
Ницше, будучи одним из таких гениев, провёл большую часть своей жизни в экстремальных условиях страданий, отмечая: «Я скорее поле битвы, чем человек». Он страдал физически из-за своего слабого здоровья и мигрени, эмоционально из-за своего добровольного одиночества и психологически из-за отсутствия признания среди окружающих. Но несмотря на всё это, он также достиг высот, недоступных для большинства людей:
«Интенсивность моих чувств вызывает у меня содрогание и смех. Иногда я не мог покинуть комнату из-за странного воспаления глаз. От чего? Каждый раз на прогулке я слишком много плакал, но не сентиментальными слезами, а слезами радости. Я пел и говорил глупости, испытывая проблески понимания вещей, которые возвышали меня над остальными людьми» (Ницше).
✅ Возможно, большинство людей, пытаясь защититься от трагических прозрений, ограничивает свои переживания, поэтому состояние Рауша, которое является мощным стимулом к жизни, встречается редко. Защищаясь от ужасов человеческого существования, мы можем лишить себя полноты, глубины и радости переживаний.
Как сказал де Унамуно: «Высшая красота — это красота трагедии. Осознание того, что всё проходит, что мы сами проходим, и что всё вокруг нас проходит, наполняет нас тоской, и эта тоска открывает нам утешение вечного и прекрасного».
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа