Продолжаю свою серию статей о подвигах Геракла. Если вы пропустили предыдущие 4 рассказа, то ниже оставляю ссылки на статьи:
Миф про авгиевы конюшни относится к историям, касающихся «обустройства Аркадии» и примыкающих к ней областей. Если керинейская лань и эриманфский вепрь символизировали переход человечества к культуре с ее эстетическим отношением к природе и рождением искусства, вечно разрывающимся между аполлоническим и дионисийским началами, то авгиевы конюшни являются аллегорией Аполлоновского культа чистоты, хотя этот (философско-религиозный) смысл мифа не очевиден.
Попробуем разобраться, что скрыто в самом известном подвиге Геракла!
Авгий - царь племени элейцев (или эпеев). По одной из версий, его отцом был сам бог солнца, Гелиос, и именно он и подарил Авгию многочисленные стада.
Однако стоит сразу отметить, что стада Авгия состояли не из лошадей, как можно подумать. Авгиевы конюшни насчитывали 300 быков с белыми, как снег, ногами, 200 быков были красные, как сидонский пурпур, 12 быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой (Фаэтон), сиял, подобно звезде.
Авгий славился не только многочисленным стадом, но и любовью к гонкам на колесницах, из которых впоследствии выросли Олимпийские игры. Однако царь часто поступал нечестно, например, отнял у победителя, царя мессенского Пилоса Нестора, четвёрку лошадей и прогнал возницу. Многие античные авторы также упоминают Авгия как участника плавания аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Авгий был известен и своими богатствами - однажды он приказал искусным архитекторам, Агамеду и Трофонию, построить такую сокровищницу, в которую не смог бы попасть ни один вор.
В качестве нового подвига царь Еврисфей приказал Гераклу вычистить Авгиевы конюшни от скопившегося за многие годы навоза всего лишь за один день. Геракл прибыл к Авгию и, не говоря о приказе Еврисфея, предложил навести порядок. Герой запросил за это десятую часть всего скота. Авгий, не веря, что такое возможно, согласился. Тогда Геракл разобрал одну из стен конюшен, отвёл воду из близлежащих рек, Алфей (Алфея) и Пенея, которые и вымыли навоз.
Река Алфей (Ἀλφειός, первоначальный) берет начало в горах Аркадии, вблизи Олимпии, и впадает в Ионийское море. Названа в честь бога Алфея, безответно влюбленного в богиню Артемиду, родную сестру-двойняшку Аполлона, олицетворявшей девственную природу.
Вот только когда навоз был убран, Авгий отказался платить Гераклу, обвинив героя в том, что ему удалось справиться с делом благодаря хитрой уловке. Перед рассматривавшими этот спор судьями сын царя, Филей, заявил, что отец поступает бесчестно. Тогда разгневанный Авгий, не слушая судей, изгнал и сына, и Геракла из своих земель. Еврисфей же отказался признавать чистку конюшен за подвиг, так договорённость об оплате не была выполнена.
Спустя время нечестный поступок аукнется Авгию. Ведь совсем скоро, освободившись от службы у Эврисфея, Геракл решит отомстить своему обидчику. Герой вторгнется в царство и убьет Авгия и всех его детей, кроме сына Филея и дочери Эпикасты, которая родит Гераклу сына Тестала. Филей же (с позволения Геракла) унаследует царство погибшего отца.
После победы Геракл собрал войско и богатую добычу, принес жертвы олимпийским богам и учредил олимпийские игры, которые с тех пор справлялись всеми каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом посвященными Афине-Палладе оливами.
Многие мифологи видят в этом задании Эврисфея попытку унизить Геракла. Но стоит отметить, что подобные задания в мифах, как правило, означают испытание героя, претендующего на правление. А Геракл и был изначально главным претендентом на трон. Кроме того, в древние времена навоз не ассоциировался с дурно пахнущими экскрементами. Скорее, с надеждами на богатый урожай. Поэтому имена Диониса и его любимца Адониса содержат корень ὀνίς, который указывает на органическое удобрение для виноградников.
Если момент унижения и присутствует в мифе, то он состоял не в «грязном» характере работы, а в том, что Авгий назвал Геракла, по сути, рабом, тем самым, отказав ему в свободе воли и достоинстве.
Что касается эмоционального и ментального ракурсов, то в этом мифе культивируется функция очищения, освобождения, в отличие от предыдущих подвигов, где целью было овладение (поимка).Порядок подвигов можно считать произвольным, но именно этот нумеруется 5, то есть, находится практически на экваторе. Количество навоза в конюшнях Авгия прямо пропорционально объему всего лишнего в нашем сознании. И чтобы ресурсы были и дальше пригодны, то назревает необходимость освободиться от лишнего и ненужного.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:) Совсем скоро наш герой одержит победу над стимфалийскими птицами!
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: