В 1937 году был построен лайнер "Вильгельм Густлофф", который на тот момент являлся самым большим кораблем в составе немецкого флота. Его назвали в честь Вильгельма Густлоффа, члена нацистской партии, который был убит в Давосе в 1936 году еврейским врачом.
- Изначально лайнер, обладающий десятью палубами, задумывался как круизное судно для мирных целей. Однако ситуация кардинально изменилась с началом военных действий.
- "Вильгельм Густлофф" претерпел несколько изменений: сначала его превратили в плавучий госпиталь, затем в плавучую казарму, и в конечном итоге, когда война приближалась к завершению, лайнер использовался для эвакуации гражданского населения и военнослужащих.
Лайнер "Вильгельм" не осмеливался приближаться к зоне боевых действий, однако ситуация изменилась к 1945 году, когда армия СССР вступила на территорию Германии. 22 января, в порту Готенхафен, расположенном рядом с Данцигом, началась операция по эвакуации жителей региона.
- Сначала на борт взяли офицеров подводного флота и их учеников, за ними последовали раненые бойцы и женщины.
- Хотя эвакуация казалась предназначенной для военнослужащих, на самом деле на лайнер также сели и мирные жители.
- При этом особое внимание уделялось женщинам и пожилым людям. Сообщения о количестве людей на борту сильно различаются. Первоначальные подсчеты говорили о 4922, среди которых военных было лишь 1357.
Вольдемар Террес, обер-фенрих и немецкий историк, который выполнял обязанности медицинского работника на корабле, утверждал, что число беженцев на борту увеличилось на 8956 человек, достигнув общего количества 10 582. Однако подтверждений этому нет, и предполагается, что Террес мог увеличить число беженцев в своих отчетах, чтобы создать образ нападения на судно, больше похожее на гражданское, чем на военное.
- Однако, несмотря на отсутствие официального подтверждения данных Терреса, Вильгельм Густлофф действительно был военным кораблем и по праву считался целью для вражеских атак.
- На его борту находились средства для ведения боевых действий против кораблей противника, а также вооружение и военные грузы, что подтверждает его статус военного объекта.
- Судно Вильгельм Густлофф, нарушив правила, отправилось в плавание вместе с двумя военными кораблями, несмотря на то, что госпитальные корабли не должны были маскироваться и сопровождаться боевыми судами, а также обязаны были носить знак красного креста для идентификации.
Именно поэтому судно было принято за военный объект советской подводной лодкой С-13, что не вызывает удивления, ведь Густлофф действительно нарушил установленные нормы.
- На борту Густлоффа находилась группа высокопоставленных офицеров, включая капитана Фридриха Петерсена, командира учебной дивизии подводников, и двух капитанов торгового флота, что стало причиной постоянных споров о наилучшем и безопасном маршруте следования к назначенному пункту.
- Вследствие того, что лайнер двигался на сниженной скорости из-за перегруженности, не маневрировал зигзагообразно, что могло бы затруднить его атаку со стороны вражеских подводных лодок, он стал легкой целью.
Освещение лайнера только упростило задачу для преследовавшей его советской подводной лодки С-13, которой командовал Александр Маринеско.
- Обычно, лайнеру с его скоростью было бы нечего опасаться, но из-за замедленного хода он оказался уязвим.
- Маринеско и его команда смогли неожиданно для врага атаковать с ближайшего к берегу фланга, выпустив торпеду, на которой было написано "За Родину", что стало судьбоносным для лайнера.
- Три торпеды были запущены подводной лодкой, начиная с "За Родину", за которыми последовали "За советский народ" и "За Ленинград", в то время как торпеда, названная в честь Сталина, застряла и почти привела к катастрофе самой лодки.
В момент, когда часы показывали 21:16, лайнер подвергся атаке первой торпедой, заставив пассажиров предположить, что корабль столкнулся с морской миной. Однако капитан Петерсон мгновенно осознал, что за атакой стоит подводная лодка, предвидя, что избежать последствий не удастся.
- Слова, оставшиеся от него в памяти, "Das war’s" (Вот и все), предвещали грядущую катастрофу, поскольку за первым взрывом последовали еще два, которые значительно осложнили ситуацию, блокировав команду, отвечающую за спасательные шлюпки, на нижних палубах.
- Основное число жертв возникло не вследствие прямого воздействия торпед, а из-за последующей суматохи и страха среди пассажиров.
- Оставленные без помощи, люди пытались спешно спустить шлюпки на воду, что привело к многочисленным падениям в холодную воду и возникновению давки. Обстановка усугубилась, когда одна из зенитных установок, не выдержав крена корабля, обрушилась прямиком в переполненную людьми лодку.
Сложности возникли и во время попытки эвакуации, проведенной немецкими кораблями, которые оказались рядом. Погодные условия были крайне суровыми – термометр показывал минус 18 градусов, делая спасательные операции чрезвычайно сложными из-за ограниченного времени на спасение замерзающих в воде людей. В итоге, миноносец "Леве" смог поднять на борт 472 человека из шлюпок, в то время как другие корабли спасли еще 179 человек.
- В ходе инцидента, когда миноносец "Адмирал Хиппер" спешил на помощь, его системы обнаружения уловили сигнал от подводной лодки С-13, что вынудило его немедленно отступить из-за опасений атаки.
- Немецкие датчики ошибочно обнаружили ещё одну несуществующую подлодку, побудив миноносец Т-36 начать атаку глубинными бомбами, которая оказалась безрезультатной из-за отсутствия второй цели и ухода С-13 из района действий после успешной атаки.
Спасательная операция позволила эвакуировать лишь между 1000 из предполагаемых 10500 беженцев и военнослужащих на борту, подчеркивая разрушительные последствия этого события.
- В тот день наблюдалась значительная потеря среди гражданского населения, факт, который был использован критиками для обвинения Маринеско в совершении "военного преступления".
- Однако ответственность за произошедшее в полной мере возлагается на руководство Германии, которое приняло решение использовать военное судно, вооруженное и не обозначенное как необходимо, для перевозки гражданских лиц.
- В связи с этим, подводникам нашей стороны упреки адресовать некорректно.
"Вильгельм Густлофф" представлял собой цель, оправдывающую военные действия, ведь на его борту находились сотни подводников и зенитные орудия.
- На 11 ноября 1944 года немецкое правительство объявило воды Балтийского моря зоной боевых действий, постановив уничтожать любые суда в этой области.
- В ответ на это, советским военным было дано разрешение действовать аналогичным образом. Это следует из выводов, сделанных Институтом морского права, расположенным в Киле, Германия.
В то время как Александра Маринеско рассматривали к награждению званием Героя Советского Союза, вскрылись факты его неоднократных дисциплинарных проступков. Оказалось, что во время пребывания на ремонте на плавбазе "Иртыш" он не только употреблял алкоголь, но и приводил в свою каюту женщин из Финляндии.
- Кроме того, Маринеско демонстрировал неподобающее поведение по отношению к женщине-врачу и даже проявил агрессию к главе медицинской службы, пытавшемуся защитить ее.
- Несмотря на то, что на счету Александра Маринеско были крупнейшие успехи в борьбе против вражеских судов, включая знаменитый "Вильгельм Густлофф" и другие значимые корабли, его достижения в потоплении вражеских судов не позволили ему войти даже в топ-10 по числу уничтоженных единиц.
Маринеско столкнулся с неприятностями в карьере, включая понижение в звании и последующее увольнение. Затем он продолжил свою карьеру, работая на гражданских судах. Лишь спустя годы, в мае 1990-го, Михаил Горбачев посмертно присвоил ему высокое звание Героя Советского Союза, хотя при жизни он так и не был награжден.
В результате конфликтных оценок послевоенной советской прессы, личность и действия капитана Маринеско вызывали противоречивые реакции. Изначально на мемориале в Лиепае, возведенном в честь экипажа подлодки «С-13», присутствовали слова о героизме и имя самого Маринеско. Однако, спустя время, эти упоминания были удалены.
- Критика в адрес его действий, связанных с затоплением "Вильгельма", не считается обоснованной.
- По словам Николая Никифоровича Титоренко, капитана 1-го ранга, гибель людей на "Густлове" не вызывает у него чувства торжества, а скорее служит печальным напоминанием о детях и всех погибших во время блокады Ленинграда.
Катастрофический итог для Германии был предопределен не моментом, когда приказ о запуске торпед был исполнен Маринеско, а решением отступить от мирного курса в отношениях с Россией, заданного Бисмарком.