Имеется интересный и одновременно загадочный артефакт, по крайней мере для тех, кто увлекается собирательством немецких нотгельдов. Тех самых суррогатных дензнаков, в подлинности которых многие современные бонисты в России и бывших союзных республиках сомневаются самым серьёзным образом. В отличии от немцев, среди которых коллекционеров нотгельдов (по логике вещей) значительно больше.
Но немалая часть этих самых нотгельдов выпускалась в 1921 и 1922 годах исключительно для коллекционеров и в обращении никогда не находилась. В следствии чего они и в наши дни могут быть легко и недорого приобретены в состоянии близком к идеальному.
Боны, о которых здесь пойдет речь, увидели свет в 1922 и 1923 годах в типографии господина Кюлена, в городе Мёнхенгладбах в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, получившим известность за счёт своего футбольного клуба ФК Боруссия Мёнхенгладбах – пятикратного чемпиона Германии. Мало того, в свои лучшие годы команда клуба считалась одной из сильнейших в Европе.
Напечатаны же эти боны были для городка Зигбург, сегодняшней столицы земельного округа Рейн-Зиг (Rhein-Sieg-Kreis) во всё той же федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия.
Известны несколько номиналов этих сертификатов. Иными словами, заёмных финансовых обязательств государственных органов. О каких именно государственных органах идёт речь, указано непосредственно на самих суррогатах. Там, в рамке под номиналом, значится буквально следующее: "С разрешения (дозволения) министра финансов Рейха и министра торговли Пруссии". А ещё ниже: "Этот сертификат принимается к оплате всеми городскими кассами. И сохраняет свою действительность до уведомления об отмене в местных газетах". Далее проставлена дата и факсимиле подписи бургомистра Зигбурга.
Каждая бона пронумерована (причем известна крупная и мелкая нумерации). В правом нижнем углу находится герб города, на котором красуется образ архангела Михаила, возвышающегося над горой. Что указывает на гору Михаэльсберг (Michaelsberg) с расположенным на ней монастырем св. Михаила, откуда история города и берёт своё начало. Этот герб "продублирован" на оборотной стороне дензнаков, бывших в обращении, выступающим штемпелем с идентичным изображением.
И вот тут-то, на оборотной стороне боны, мы и знакомимся с тем самым древним артефактом. Знающие немецкий язык без труда определят его для себя как византийское полотно, датированное 921-931 годами нашей эры. Именно такая информация указана внизу слева под основным изображением нотгельда. А справа уточняется, откуда оно появилось – из реликвария-мощевика св. Аннота II (Анно) в Зигбурге.
Причём для обозначения этого реликвария в описании на боне использовано немецкое слово Schrein, которое обычно переводится как "святилище" или "храм". Только никакой это не храм, а именно что реликварий в виде привычного для хранения христианских святынь ковчега.
Подобных ещё и сегодня в Европе множество. А самым известным из них является легендарная "Рака трёх волхвов", веками оберегаемая в Кёльнском соборе. Её фрагмент украсил изящную коллекционную монету в 20 долларов, выпущенную в 2016 году в серии "Шедевры искусства" от имени Островов Кука.
Кстати, над ковчегом для мощей св. Аннота трудился Николай Верденский — тот самый средневековый золотых дел мастер, авторство которого приписывают и "Раке трёх волхвов".
Информации на тему "львиного полотнища" не так уж и много. На немецкоязычной интернет-страничке в Википедии говорится, что изъято оно было из ковчега св. Аннота в 1862-63 годах. Мощи кёльнского архиепископа были элементарно завёрнуты в этот кусок ткани, прежде чем их в 1075-году захоронили в основанном Аннотом же бенедиктинском монастыре св. Михаила.
Подобная обрядовость в Средневековье была делом вполне обычным. Как известно, в схожем саване был похоронен и основатель империи Каролингов Карл Великий. Как и многие правители и религиозные деятели Священной Римской империи германской нации.
Правда учёные так и не смогли выяснить, каким же образом "львиное полотнище" попало в мощевик Аннота. Как и вообще в Германию. Предполагается, что этот кусок материи являлся частью приданного принцессы Феофано (около 960 г. – 991 г.) — дочери императора Византии и будущей германской королевы и императрицы Священной Римской империи (после того как она стала женой германского императора Оттона II Рыжего).
Принято считать, что ещё в конце XIX века "львиное полотнище" хранилось в расправленном состоянии между двух стеклянных пластин в ризнице церкви св. Аннота в Зигбурге. Во времена оккупации Рейнской области вооружёнными силами Антанты предусмотрительные монахи замуровали сотканную реликвию вместе с остальными сокровищами ризницы в подвалах божьего храма. А когда в 1924 году, после отхода вражеских войск, схорон снова вскрыли, выяснилось, что многие бесценные артефакты серьёзно пострадали от сырости. В том числе и полотно со львами. Старинная ткань поблёкла, покрылась плесенью, скукожилась, а местами и вовсе сгнила.
Проанализировав скверную ситуацию, специалисты по древним тканям пришли к выводу, что целиком сохранить полотно не представляется возможным. Немецкий искусствовед Отто фон Фальке предпринял попытку его отреставрировать, но получилось так себе. Несмотря на это "львиное полотнище" до начала Второй Мировой выставлялось на обозрение в Музее художественных ремесел (Художественно-промышленный музей) в Старом замке Берлина.
После войны артефакт считался навсегда утерянным. Почему-то историки решили, что он сгорел в пожарах бомбардировок. Но в 1980 году его случайно вновь обнаружили в Берлине. Правда на этот раз во дворце Кёпеник (Köpenick). Где ткань попалась на глаза итальянскому искусствоведу Лауре Д`амо. Она же и первой описала его сохранность как fort mauvais. То есть, как "очень плохая". После падения Берлинской стены полотно в очередной раз, но уже более профессионально и качественно отреставрировали. И с 1999 года оно снова находится в Зигбурге, в сокровищнице (ризнице) церкви св. Серватия. Где любой желающий может на него посмотреть.
Это что касается истории куска византийской ткани, украшенного образами шагающих львов (предположительно переработка сасанидских образцов). А теперь можно привести описание самого сюжета на "львиной плащанице" (и собственно нотгельдах). Причём позаимствовано оно из книги Соболева Н. Н. "Очерки по истории украшения тканей" (Москва-Ленинград, 1934 г.) как дань уважения автору и его труду:
"Идущие львы вытканы на штучной ткани пурпурно-фиолетового цвета, найденной в Зигбурге, в гробнице св. Аннота. Львы идут по три в ряд и вытканы из шёлка натурального светло-кремового цвета. Сильная стилизация фигур удачно подчеркивает их мощь и силу. Два первых льва повёрнуты головами в середину, третий обращён к кромке. Туловища зверей изображены в профиль, а головы в фас. У ног и на спине — ветви с листьями****. Направление прядей волос на гриве, лапы, мускулы на мордах затканы пурпурным шёлком. Между львами, обращёнными друг к другу, находится надпись в две строчки, указывающая время изготовления ткани:
επί ρωμανού καί χριστοφώρον
τών φιλοχρίστων δεσπότων.
т. е. "в правление Романа и Христофора, христолюбивых государей". Роман был коронован в 920 году, а его сын Христофор был назначен соправителем в 921 году и умер в 930 году. Следовательно, время изготовления зигбургской ткани — между 921 и 931 годами. Очевидно, эта ткань предназначалась для парадного балдахина или кресла, причём куски её сшивались, и тогда получались вертикальные колонны идущих львов, напоминающие фризы из блестящих кафелей дворцов Вавилона или Персеполя".
Там же, у Соболева, указаны и "габариты" изображённых хищников:
"Львы на ткани все разного размера: средний длиною 0,755, левый — 0,675, а правый — 0,750 метра".
Если мы сравним сюжет на немецком нотгельде и на современных снимках ткани из Зигбурга, то становится прямо-таки не по себе. Такой шедевр ткацкого искусства и вот те на – в своей уникальности потерян навсегда! Одно лишь радует, по-меньшей мере сохранился нотгельд, эскиз к которому рисовался с ткани, когда она ещё находилась в достаточно хорошем состоянии.