Найти тему

"Барьер неизвестности" - полуфантастический фильм, который мог стать прорывом

Так получилось, что, рассматривая творчество Никиты Курихина, мы углубляемся в прошлое. Начали с его последней картины «Не забудь… станция Луговая»:

Потом поговорили о предпоследней ленте «Жаворонок», а заодно о биографии и творческом методе режиссёра:

Сегодня речь пойдёт о третьей кинокартине Курихина, полуфантастическом фильме «Барьер неизвестности».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На удивление, здесь мы не встретим замысловатых операторских и монтажных трюков, впечатляющих комбинированных съёмок. Вообще, лента слабее других, но я не склонен видеть причину в том, что это единственная самостоятельная работа Никиты Фёдоровича.

У советской кинофантастики была нелёгкая судьба. В литературе этот жанр процветал, в кино же фантастике приходилось оправдываться, притворяться снами и мечтами, смещаться в сказочность, и всё равно она оставалась в немилости у чиновников.

Следствием стала неразвитость жанра, отсутствие в нём чётких ориентиров, слабость актёрской школы. Сценарии были в основном бесконфликтны. Даже знаменитая «Планета бурь», кружившая головы советским мальчишкам и до сих пор производящая отличное впечатление, не может похвастать острым сюжетом.

Но в таких фильмах, как «Планета бурь», «Небо зовёт» и «Мечте навстречу» актёры хотя бы точно знали, что играют буквально своих современников, только перемещённых в завтрашний день. Романтики и первопроходцы были хорошо знакомыми типажами.

А вот попытка изобразить «послезавтрашний» день в картине «Я был спутником Солнца», снятой между запуском первого спутника и полётом Юрия Гагарина, уже оказалась провальной. Быт и научные изыскания людей, живущих примерно на четверть века в будущем, смотрятся весьма неубедительно.

На этом фоне «Барьер неизвестности» выглядит просто потрясающе. Несмотря на слова Леонида Менакера о том, что Курихину было трудно работать с актёрами, именно актёры являются сильной стороной фильма.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сыгранные ими испытатели и учёные — современники, потому понятны, реальны и достоверны. И фильм, по сути, — производственная драма об испытаниях новейшего гиперзвукового самолёта «Циклон». Но и на фоне других производственных драм эпохи соцреализма «Барьер» заметно выигрывает в жизненности.

В сюжет мы «въезжаем» на поезде, который несётся по центральноазиатской пустыне. Почти так же мы потом «въедем» в «Станцию Луговую». Кстати, в военную драму попадёт даже мотив дорожного флирта. Здесь некий не слишком приятный пассажир домогается привлекательной молодой женщины.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На выручку ей приходит другой пассажир. Знакомство между ним и девушкой сразу не складывается. Оно произойдёт позже, когда оба героя сойдут на глухом полустанке, где им, с виду, совершенно нечего делать.

Оказывается, это научный сотрудник и лётчик-испытатель, которых с полустанка отвезут на секретный полигон. Их вызвали, потому что в ходе испытаний «Циклона» возникли неожиданные трудности…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В основе сюжета лежат решение научно-технической задачи и спокойное мужество лётчиков. Будет и катастрофа, и поиски пропавшего самолёта, — и всё это будет происходить с настоящими, живыми людьми, да и сами проблемы, которые они будут решать, тоже настоящие.

Как раз в то время в СССР и США велись разработки гиперзвуковых самолётов, американцы даже уверяют, будто заявленные характеристики киношного «Циклона» полностью скопированы с характеристик одной из их разработок.

У «Барьера» целых три автора сценария, но основным, конечно, следует считать Бориса Чирского. Это был опытный и талантливый драматург. По образованию — педагог и филолог, по роду деятельности музейный работник, по призванию — литератор. С 1933 по 1936 гг. провёл в Западно-Сибирском крае, куда был выслан по надуманному обвинению. Трудился на «Ленфильме», в том числе в эвакуации в годы войны, четырежды был удостоен Сталинской премии.

Ему доверяли написание сценариев о знаковых людях («Валерий Чкалов», «Зоя» — вряд ли нужно пояснять, о какой Зое речь), на исторические темы. По его сценарию состоялась первая экранизация «Хождения по мукам» Алексея Толстого. По его сценарию в 1944 году был снят необычный фильм «Нашествие», который многие сочли лучшим, снятым в годы Великой Отечественной. Серьёзный, в общем, человек, крепкий профессионал.

Его соавторами по «Барьеру» стали Дмитрий Радовский и Михаил Арлазоров. О первом из них почти ничего не известно. В кино он проработал недолго, был сценаристом и режиссёром документальных, научно-популярных фильмов. Эти слова подходят и Арлазорову, который, правда, оставил более заметный след в культурной истории: был не только документалистом, но также журналистом и писателем, популяризатором науки. Писал преимущественно об авиации и космонавтике, чему способствовало образование: он заканчивал авиационный институт.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Нетрудно сделать вывод, что обоих «научпоповцев» Чирсков зазвал в качестве консультантов. Неудивительно, что уже на уровне сценария история выстроена реалистично. Постановка Курихина наполнила её дыханием жизни. Интонации, поведение, десятки мелких деталей, вплоть за манеры закуривать, — всё выглядит так, словно увидел это в трёх шагах от себя.

Почему же я назвал фильм слабым? В нём отсутствует по-настоящему глубокий психологизм. Развитие сюжета не меняет характеров и жизненных установок героев, не ставит их в ситуацию нравственного выбора, да и мелодраматическая линия здесь не так остра, как мы потом увидим в «Луговой».

В итоге — перед нами крепкий «научно-технический» фильм, по-своему интересный, и, главное, имевший все шансы подарить советскому кино достойный образец реалистического подхода к изображению фантастических (или хотя бы полуфантастических) событий.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Увы, фильм не дотянул. «Барьер неизвестности» потерялся на фоне подъёма шестидесятых, когда выходило много превосходных фильмов, составивших славу советского кино, в том числе и у самого Никиты Курихина и его соратников по режиссёрскому креслу.

Но об этом — в следующей статье:

P.S. Эка меня разобрало… думал ведь обойтись двумя публикациями: о «Станции Луговой» и о четырёх других фильмах. Но нет, каждая лента Курихина цепляет по-своему и пробуждает исследовательский интерес.

Так что — добро пожаловать в неисследованные недра истории советского кино!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

#Курихин #советское_кино #старое_кино #фантастика #советская_фантастика #Барьер_неизвестности