Найти в Дзене
Александрина Йоост

Дети и человеколюбие

Год семьи. Рожайте детей. Рожайте много. Слоганы и девизы, летящие в жизнь по призывам президента. Верные депутаты изо всех сил занимаются агитацией и сами стараются показывать пример. Из последних: депутат-справоросс Миронов не только удочерил в очень преклонном возрасте ребенка с третьей (но это не точно) по счету молодой женой, но и с пеной у рта требует отмены ЕГЭ не потому, что эту систему извратили и превратили в предмет шантажа и вытягивания денег, а потому, что переживания от ЕГЭ изменяют гормональный фон девочек и они, сдав ЕГЭ, уже не хотят рожать! Вот до какого маразма доходят старцы. Но не о них сейчас речь. За всем этим информационным шумом, всей этой словесной водой, похоже выплеснули главное - ребенка.

Я не буду сейчас говорить о плюсах и минусах ЕГЭ, в каком бы виде экзамены не проводились, они были, есть и будут и все поколения учеников обязательно в той или иной форме, советской, не советской, болонской или какой-либо еще, проходили контрольную проверку знаний, полученных в школе. Другого метода еще не придумали. Так что волнения были и будут, тут уж никуда не деться. Другой вопрос, как к ним подходить. Если в течение нескольких лет ребенок добросовестно учился, то и нет особого повода для волнений и наоборот, если филонил, то надо поднапрячься при подготовке. Отсидеться молча в уголочке не получится. Меня удивляет другое.

Вы уже наверняка наслышаны, что творится в школах при подготовке к ЕГЭ. Не в плане знаний, а в плане организации. Вот эта история в Татарстане, облетевшая весь интернет, с дверями в туалете. Были двери в кабинки нормальные, двери, как двери, сплошные, и вдруг их уполовинили. Срезали наполовину верхнюю часть. Администрация уверяет, что это возникло с необходимостью усовершенствования конструкции, но люди стразу восприняли, как возможность подглядеть за старшеклассниками, не пользуются ли они шпаргалками. Кому верить? Я почему-то, как и многие, не верю администрации. С чего бы это вдруг, в конце учебного года, озаботились конструкцией дверей? Целый год всех все устраивало. Честно говоря, меня и такая обновленная конструкция не смущает, и не такое видали. В моем детстве и кабинок не делали, стояли в туалете в рядок штук пять унитазов, вмонтированных в пол, без каких -либо перегородок, и ладно. И никого это не пугало. А теперь движемся к цивилизации вот такими кривыми путями. Шаг вперед, два назад.

Ну а история со звенящими металлодетекторами, вынуждающими девочек раздеваться - это уже ни в какие ворота. Чего боятся -то? В будни и в обычные дни эти рамки стоят выключенные и никого ничего не беспокоит. А на экзамены надо непременно пройти в эти пищалки. Никак не возьму в толк, чего организаторы хотели найти? Это же как надо ненавидеть детей, чтобы так им не доверять. Позволять себе так унижать их человеческое достоинство! Да ведь если захотят, все равно пронесут что хотят, находятся очень смекалистые. Но осадочек останется...

Дети, это прежде всего люди и те, кто берется с ними работать, должен не только любить детей, но еще и людей в них. Педагоги - это одна из тех редких профессий, где без любви к своему делу, делать нечего. Так что, если ты пошел работать с людьми, с маленькими, еще не созревшими людьми, то ты должен иметь для этого призвание. К сожалению, это не значит, что в школы идут исключительно любящие, всяких там хватает, но преимущественно все-таки без любви дело плохо спорится. Хотя в школах, которые сегодня превратили в комбинат образовательных услуг, настоящим педагогам очевидно очень трудно. Но, не смотря на сложности, а они бывают во все времена, хочется понять, что руководит некоторыми педагогами, которым доверили учить детей? Особенно в те минуты, когда они проводят то таинственное действо, именуемое ныне ЕГЭ?

Любой экзамен - это не только проверка знаний учеников, а еще и проверка того, как работал педагог. Итог его работы. Как он сумел дать ребенку знания, и что тот усвоил. Это и есть мерило работы учителей. Во всяком случае так было. А не вот это вот, подсматривать и подглядывать. Они заинтересованы помочь детям справиться с испытаниями. Учитывая, что это очень волнительное мероприятие и нужно им помочь чувствовать себя комфортнее. И пусть даже сегодня проводится ротация детей по разным школам, учитель учителя должен понимать, проявлять профессиональную солидарность,человечность, человеколюбие. Мне же эти учителя и администрация видятся какими-то церберами, экзекуторами и прочими страшными людьми, которые ну уж точно не являются друзьями детей. И я никак не возьму в толк, во имя чего они так стараются унизить школьников, забираясь к ним в трусы и лифчики? Им за это орден дадут? Это мерило их педагогической деятельности? А знания уже дело десятое? Даже если и была шпаргалка, то,как известно, на ее изготовление тоже уходят силы, человек старался, чего-то все равно узнал. Такой у него способ подготовки. Хуже, если вообще на все наплевал и ничего вообще не делал.

Невольно вспоминаются мои экзамены в выпускном классе. Случился тогда очень большой казус у одной из не самых худших учениц. Даже наоборот весьма успевающей. Толи из суеверных соображений, толи еще по какой причине, она саморучно написала шпаргалки по химии. Ну переживала, нервничала, не каждый день выпускные экзамены, понять можно. И положила их за обшлага рукавов блузки. Жарко, рукава закатаны, шпоры лежали плотно и, как ей казалось, надежно. Однако, когда она уже бодро отвечала у доски перед комиссией, случилось одно неловкое движение и все шпоры, все до одной, вывалились на пол. И что вы думаете было дальше? Вся комиссия сделал вид, что ничего не заметила. Учительница химии быстренько помогла ей собрать компромат и спрятала его где-то в ближайшей парте. Ну ведь она прекрасно знала, что эта девочка хорошо училась, что она знает материал, а шпоры - дань традиции, суеверия и что-то там еще. Все всё знают, но не делают из этого трагедии. Ведь в конце концов кому все это надо? Разве не ученику? Даже если ученик с помощью шпор получит вожделенные баллы и пройдет в ВУЗ, то он вылетит из института после первой же сессии. Если в голове ничего нет, то откуда ему взяться? В институте церемониться не будут. Тогда зачем вот это все, с унижениями и оскорблениями? Что стало с учителями? И что станет с учениками, уже на первом этапе взрослой жизни получившим такой нелицеприятный урок?

Может я уже чего-то не понимаю в современном обществе, но в мое время учителя нас любили и это не простые слова, это реально чувствовалось. Они выкладывались по полной, по основным предметам давали многое сверх программы, вели дополнительные факультативы, спрашивали с нас строго, очень строго, но они нас любили. И дело свое любили. И мы их любили. Это не значит, что не было случаев унижения или оскорбления. Были, единичные. Но такие учителя надолго не задерживались. Оставались настоящие. Это ли не человеколюбие? Потому и по сей день испытываю чувство благодарности и уважения. А что будут испытывать дети по отношению к учителям, выполняющим роль едва ли не работников ФСИН в стенах школ? Или это такая подготовка к будущему? Ну не зря же столько внимания и средств уделяются сегодня в стране для создания новых колоний. Какая-то страшная логическая цепочка сложилась. Не дай бог! Но тогда зачем это все? Для чего рожать-то? Кого воспитывать? Те, кто любит детей, разве желают им такого? Где человеколюбие?

PS: уже после выпуска поста встретилась новость:"В Международный день защиты детей в московском парке детям показали автозаки – в честь праздника их туда поочередно запускали и демонстрировали технику, которая используется для разгона митингующих". Неужели детям больше показать нечего в день их защиты? От кого? Вопрос уже не праздный...

картинка из яндекс.картинки