Найти в Дзене

Кинообраз блокады Ленинграда Часть 2

Оглавление

Музей и работа с его экспозицией

Для дальнейшего исследования мы выбрали экспозицию "МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЬМОЙ" в павильоне Кино на ВДНХ.

Фотографии с посещения экспозиции
Фотографии с посещения экспозиции

В годы ленинградской блокады по разным подсчетам погибло от 600 тысяч до миллиона человек - большая часть не от артобстрелов, а от голода. О страшнейших явлениях осажденного города слышал всякий: 125 граммов хлеба в сутки, сани с “пеленашками”, 642 случая воздушной тревоги.

И все же кино об этом тяжелом времени чаще стремилось разглядеть человечность в нечеловеческих условиях. Будь то история 7-летней Настеньки из фильма «Жила-была девочка» (1944), суровые подростковые годы в оттепельной драме «Вступление» (1963) или даже хроникальные кадры фильма «Ленинград в борьбе» (1943) - во всех этих работах так или иначе чувствуется жизнь, бросающая вызов смерти. Об этом мы знаем не только по готовым, смонтированным картинам, то есть «постфактум», но и по свидетельствам о проходивших в блокадном Ленинграде кинопоказах, концертах, театральных постановках - за один только 1942 год, пожалуй, самый тяжёлый год блокады, ленинградские кинотеатры посетили более 600 тысяч зрителей.

Фотографии с посещения выставки
Фотографии с посещения выставки

В часы мучительных страданий и неугасающей боли может сложиться ощущение, что искусство теряет свою силу. Разве может оно заглушить грохот снарядов, вернуть погибших и самое главное, подарить луч надежды? Но удивительным образом, во все времена именно духовное оставалось последним прибежищем и надежной опорой, не позволяющей разочароваться в окружающем мире. Как описывал войну композитор Дмитрий Шостакович, создавший, пожалуй, самое мощное по силе произведение, посвященное блокаде:

«Это историческая схватка… между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой».

Как и писатель Виктор Некрасов, кинорежиссёр Юрий Озеров прошёл всю войну - но на «лейтенантскую прозу» его фильмы не похожи. Такие батальные колоссы, как «Освобождение», «Битва за Москву», мог снять только генерал от кинематографа, Каждый фильм из его киноэпопеи о Великой Отечественной войне насчитывает по несколько десятков только основных героев и персонажей второго плана. Каждый фильм делался с привлечением значительных технических ресурсов армии (в эпизодах грандиозных битв «снимались» танки, бронемашины, военные самолеты). Военные участвовали в работе над фильмами Озерова наравне с другими членами съемочной группы - ведь в кадре разворачивались эпические картины самых масштабных боёв Великой Отечественной.

Исследование

Проведя этапы работы, описанные в первой части нашего проекта, а так же изучив экспозицию на эту тему в музее, мы можем резюмировать следующее:

Объект исследования: кинообраз блокады Ленинграда.

Проблема исследования: влияние кинообраза блокады Ленинграда на восприятие и понимание этого исторического события.

Цель: изучить, как различные кинофильмы и документальные работы о блокаде Ленинграда формировали представления о ней в обществе и влияли на коллективное восприятие и память об этом периоде.

Задачи:

  • Анализировать различные фильмы и документальные работы о блокаде Ленинграда
  • Определить основные характеристики кинообраза блокады Ленинграда: какие события и аспекты блокады акцентируются, какие эмоциональные и эстетические приемы используются и т.д.
  • Изучить реакцию зрителей и критиков на фильмы о блокаде Ленинграда
  • Проанализировать влияние кинообраза блокады Ленинграда на формирование коллективной памяти и исторического сознания
  • Сравнить кинообраз с реальными историческими событиями и документами того времени

На основе предварительного анализа исследуемого материала можно сформулировать гипотезу исследования: различные фильмы о блокаде Ленинграда представляют этот период иначе, что создает разнообразные интерпретации событий и персонажей.

Проблемы, истекающие из данной гипотезы:

  • Упрощение комплексности событий: Фокус на том, что разнообразие фильмов создает разнообразные интерпретации, может привести к упрощению сложности и многогранности событий блокады Ленинграда. В действительности, исторические события часто не могут быть представлены в одномерной форме.
  • Избирательное внимание к сюжетам и персонажам: Фильмы часто выбирают определенные сюжетные линии и персонажей, чтобы создать интерес и вовлеченность зрителей. Однако это может привести к тому, что некоторые аспекты событий будут недооценены или полностью игнорироваться.
  • Субъективное восприятие: Разнообразные интерпретации, создаваемые различными фильмами, могут быть в значительной степени связаны с субъективными взглядами и творческими решениями режиссеров и сценаристов. Это означает, что интерпретации могут быть сильно искажены или идеализированы.
  • Недостаточное внимание к исторической достоверности: Некоторые фильмы, особенно те, что стремятся к эмоциональной и драматической силе, могут пренебрегать исторической точностью в угоду сюжетным потребностям. Это может привести к формированию неверных представлений у зрителей.
  • Отсутствие общего контекста: Фильмы, взятые в отдельности, могут представлять только ограниченную часть всего образа событий. Без общего контекста и дополнительной информации, предоставленной вне кино, зрители могут иметь неполное представление о блокаде Ленинграда.

Над написанием серии статьей работали:

  1. Гулякина Анна (посещение экспозиции и анализ полученной информации)
  2. Феденко Софья (написание статьи, посещение экспозиции)
  3. Киселев Илья (посещение экспозиции и создание фотоматериалов)
  4. Цуканов Сергей (описание исследования)