Найти тему

Кинообраз блокады Ленинграда Часть 1

Тема блокадного Ленинграда до сих пор является очень болезненной для нашего общества. Поэтому любой фильм, связанный с этим событием, вызывает общественный резонанс.

Разбор современных фильмов и СМИ по тематике

Кинематограф для многих является способом выразить мысли, эмоции, ощущения и мнения относительно какой-то темы или проблемы. Рассмотрим эту теорию на примере нескольких современных фильмов.

Кадры из фильма "Блокадный дневник"
Кадры из фильма "Блокадный дневник"

Так, например, фильм Андрея Зайцева "Блокадный дневник", выпущенный в 2020 году. В фильме описываются события февраля 1942 года, лютые морозы, страшный голод. Не работает водопровод и электричество, транспорт стоит, Ленинград завален снегом и парализован. Молодая женщина Ольга идёт через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрёт от голода. Она хочет в последний раз увидеть своего отца и проститься с ним.

Фильм получил оценку 6.5 на Кинопоиске. В СМИ эта кинокартина также была оценена невысоко. Так, например, в статье газеты "Комсомольская правда" автор высказывает претензии к фильму за не реалистичное изображение атмосферы блокадного города.

Кадры из фильма "Африка"
Кадры из фильма "Африка"

Еще один фильм — это "Африка" режиссера Дарьи Биневской, в котором рассказывается история о том, как на окраине блокадного Ленинграда в опустевшей деревне остаются трое детей и их мать, которая слишком слаба для походов в лес в поисках еды. В один из дней сыновья отправляются в дорогу сами и оказываются перед недетским выбором — спасти семью или собаку, которую они находят на месте боя.

Этот фильм был лучше воспринят кинокритиками. Так, например, в статье "О фильме «Африка» – почему его стоит посмотреть" описывается эта картина:

«Африка» – видится одним из самых пронзительных и страшных фильмов о Великой Отечественной войне и, в частности, о блокаде Ленинграда. При этом зритель не видит ни одной батальной сцены, ни одной сцены насилия. Но ощущение ужаса от происходящего не покидает, как и вопрос о том, что, собственно, мы вообще знаем о тех временах...

Известно, что в не меньшей степени, чем сами ленинградцы, блокаду переживали и жители пригородов «северной столицы». В одном из них и происходит действие фильма со странным, казалось бы, названием «Африка».

Эти примеры из кинематографа показывают, насколько до сих пор жива тема блокадного Ленинграда. Героизм и трагедия остались основными составляющими официального дискурса блокадной памяти и до нынешнего времени.

К сожалению, цель обращения к этой памяти — не всегда исключительно «терапевтическая». Память о блокаде активно используется как орудие в нынешней политической борьбе, к которой непосредственное отношение имеют и современные журналисты.

Материалы по теории исследовательской работ

Кинематограф — это отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.

В понятие кинематографа входят:

  • Киноискусство — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.
  • Киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и демонстрирующая эти произведения для зрителей.

Внешние факторы, которые влияют на развитие киноиндустрии:

  • Идеологическое влияние
  • Технические возможности
  • Экономическая ситуация

Что определяет качество кинопродукта, как оценить фильм?

Сюжет

Самый важный критерий, который необходимо анализировать в первую очередь. Но стоит помнить, что сюжет, содержащий в себе основную мысль (посыл) автора к зрителям, может передаваться не только через действия, но и через диалоги, визуальный ряд.

Перечень моментов, которые можно использовать для оценивания: новизна рассказываемой истории, актуальность темы, социальная значимость, нравственный посыл, динамичность повествования. Подмечаем, было ли интересно на протяжении всего фильма (поддерживалась ли интрига, происходили или нет неожиданные повороты истории), ощущалось ли сопереживание героям, можно ли погрузиться в «мир истории», получились ли должные ощущения в конце.

Композиция кадра

«В кадре всегда что-то происходит где-то. Человек, как известно, не может даже просто представить предмет вне времени и пространства. Приходится выстраивать композицию кадра, мизансцену. Безыскусная композиция — это ещё одна своеобразная «пустая страница» в кинофильме.»

Андрей Тарковский, напротив, полагал, что «строить мизансцену, исходя из каких-либо произведений живописи — значит убивать кинематограф». Никто, впрочем, не отрицал, что мизансцену надо строить. Различались только правила: в эпоху немого черно-белого кино — одни, в эпоху цветового — другие, а в авторском преломлении — третьи.

Иногда композиция кадра становится своеобразным полем для отсылок. Режиссёры цитируют в своих произведениях известные картины, скульптуры или другие фильмы. Порой этот ход превращается в игру, что несколько обесценивает приём, усекает смысл, и цитата ничего не прибавляет, а служит только интеллектуальным «подмигиванием». Оправданной же такая цитата становится если цитируемое вступает во взаимодействие с содержанием или визуальным решением фильма. Форма, опять же, работает на содержание. Хорошо, когда Стэнли Кубрик цитирует «Возницу» Виктора Шёстрёма, потому что мы можем «скрестить» два этих сюжета, обнаружить новый слой в знакомой истории, уловить их сходство.

А ведь есть ещё цвет и свет: и работа над двумя этими составляющими начинается задолго до начала съемочного процесса и заканчивается после монтажа (цветокоррекция). Надо ли доказывать, что цветовое решение фильма, освещение — это действительно неслучайно, и автор (режиссер, художник-постановщик) посредством цветовых и световых решений говорит со зрителем (не всегда, естественно, апеллируя к разуму).

Если бы цветного изображения не было, стало бы ещё интереснее, потому что чёрно-белое кино, вопреки расхожему мнению, это не менее сложное искусство, где царят свои законы, где властвует тень.

Диалоги

Распространённый тезис: «герои жизненные, диалоги жизненные, конфликт жизненный — хорошее кино». На самом же деле диалоги редко бывают жизнеподобными. Более того, если они жизнеподобные, то слушать их будет довольно проблематично и скучно. Запишите на диктофон весь свой рабочий день и убедитесь, что без скрупулёзного монтажа реплик и дробления ритма слушать это будет невозможно.

Диалоги должны выглядеть естественно для созданных образов (бедняк из деревни без образования не может выдавать монологи на уровне доктора технических наук).

В диалоге важен приём, яркая речевая характеристика персонажа. Герой (если это не герой плохого сериала, ориентированного на «смотрение спиной») не должен прямо проговаривать свои стремления или выдавать всё идейное содержание фильма. Иначе кино рискует стать публицистической статьей с двигающимися иллюстрациями.

Речи не должны быть банальными и пересказывать нам то, о чём уже известно, в них должны отражаться характер, образование героя, эмоции, отношение к другим людям и событиям, косвенно должна мелькать идея произведения и поддерживаться ритм.

Персонажи

Герой — это явление, в котором нам должно быть интересно разобраться, а не только и вовсе не обязательно некий персонаж, за которого мы переживаем. Процесс «психологического подключения» или идентификации — это всего лишь приятный эмоциональный бонус при просмотре фильма. Проработанный и многогранный персонаж способен вытянуть на себе фильм и затмить технические, визуальные или другие огрехи.

Необходимо обязательно разбирать игру актёров. Естественность движений, проявляемых эмоций, попадание в образ задуманных персонажей – соответствующие детали погружают нас в мир фильма, заставляют проникнуться проблемами героев, внимательнее следить за сюжетом.

В первую очередь разбираем мотивацию героев, движущие мотивы, желания, стремления и мечты; отмечаем, как герой решает проблемы, что он чувствует при этом. Оцениванием яркость, цельность, глубину персонажей, следим за взаимоотношениями между героями, героем и окружением. Стоит особое внимание уделить развитию персонажа и его внешним и внутренним переменам. К финальным титрам мы должны представлять весь пройденный путь и верить в преображение персонажей.

Описание исторического контекста и историографии.

Основные события блокады:

• В августе 1941 года в боях на Лужском рубеже Красной Армии удалось успешно отбить атаку противника на город, что остановке противника на пару недель

• 8 сентября 1941 – замыкание кольца площадью в 5 тыс. кв. км

• С весны 1942 года произошло увеличение пайков

• В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией

• Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции

Достаточно много работ отечественного кинематографа посвящены блокадному Ленинграду. Например, Документальный фильм «Ладога» 1943г. Сценарный план и монтаж режиссеров П.Палей, В.Соловцов, Г.Трофимов. «Дорога жизни» по льду Ладожского озера. Строительство оборудованных портов, создание перевозочных средств. Работа трудовых бригад. Эвако Эшелон.

Кадры из фильма "Ладога"
Кадры из фильма "Ладога"

В воспоминаниях командира канонерской лодки «Бурея» капитана I ранга Азаровского Николая Юрьевича о сражениях на Ладоге в 1941-1943 годах был, подробно описан легендарный бой за остров Сухо 22 октября 1942 года, где упоминается о съемках документального фильма «Ладога», вышедшего в 1942 году.

«Вечером 21 октября 1942 года на канонерской лодке «Бира», помимо матросов, старшин и офицеров находились 4 кинооператора Ленинградской студии Кинохроники – Архиреев, Горданов, Долгов и Романенко. Они были командированы на соединение канонерских лодок для пополнения числа военно-морских эпизодов снимавшегося тогда документального фильма «Ладога». Так как они прибыли на «Биру» накануне поздним вечером, решено было всех четверых гостей оставить ужинать и ночевать на «Бире» с тем, чтобы утром их проинструктировать и распределить по разным кораблям. Однако утром обстановка не позволила этим заняться, и все четыре кинооператора отправились в бой на одном корабле. Таким образом были запечатлены уникальные кадры морского боя у острова Сухо.»

Фильмы дают нам возможность увидеть правду и погрузиться в одно из самых страшных событий человеческой истории, чтобы прочувствовать эту трагедию и сохранить воспоминания в поколениях.

Над написанием серии статьей работали:

  1. Гулякина Анна (исследование исторического контекста)
  2. Феденко Софья (написание статьи, структуризация)
  3. Киселев Илья (сбор информации из СМИ)
  4. Цуканов Сергей (анализ работ кинематографа)