Сегодня идут споры вокруг привлечения ребёнка к труду. Надо ли нет? Если вспомнить, чем мы занимались в детстве каждое лето, то по современным меркам детства у меня не было, а была беспросветная каторга.
Труд сопровождал нас всё детство. Лето начиналось с гусей. Их нужно было беречь от ворон и других хищников, которые летали и норовили схватить любого зазевавшегося гусенёнка.
Пасти гусей с 7 класса я выходила с одеялом, конспектами и учебниками. Пасла, читала, подливала гусям воды, подгоняла далеко ушедшую стайку обратно на лужок и продолжала готовиться к экзаменам. А сейчас кто-нибудь из школьников объединяет труд с учёбой?
Раньше приучали ребёнка к труду с детства
К середине июня приходила пора картошки! У нас не было своего картофельного участка, как и у многих односельчан. Для нас распахивали огромное поле в несколько гектаров за пределами деревни и делили этот лоскут земли на участки. Каждая семья получала свой участок, и каждый год разный. Может быть, мне казалось, а может, так оно и было, но каждый год нам попадался участок с жуткими сорняками.
Лебеда росла там сплошным ковром. Но она была детским лепетом по сравнению с колючками и вьюном. Колючки делились на женский и мужской тип. У них был очень длинный и прочный корень, который сложно было вырвать. Из стеблей женских колючек разливалось липкое и вонючее молоко, но растение само было мягким. А у мужских молока не было, зато были острые колючки, которые больно впивались в руки.
И вот таким набором был покрыт участок. Идти до картофельного поля нужно было пешком километра два, полоть, затем чистый участок окучивать и идти домой пешочком с тяпкой через плечо. И так несколько дней, пока не закончится весь участок. Папа на вахте, мама на работе, у сестры сессия. Я на поле с раннего утра и до полуденного зноя. В полдень домой. После обеда меня сменяла мама. Таким мне запомнился один из картофельных сезонов.
У ребёнка должны быть домашние обязанности
Потом мы приступали к генеральной уборке дома. Тогда все стены были белёнными известью. Белили мы и свой дом, и бабушкин. Белили, мыли окна, стирали шторы, прибирались в шкафах, перемывали посуду в стенке. Чуть позже ходили на речку стирать ковры, паласы и половики. И это тоже тема для отдельной статьи.
Зато после окончания этой работы наступало самое лучшее время - сезон лесных ягод. К концу июня на открытых полянах и склонах холмов созревала клубника. Позднее, в июле, доходили ягоды в берёзовых чащах. Мы вставали раненько утром - мама, Эльвира, я - завтракали и шли по ягоды, пешком по просёлочным тропкам в окрестные леса. Как хорошо в лесу, какой там воздух! Лес излечит человека от любой депрессии и усталости.
Привлечь к труду ребенка можно своим примером
Мы с сестрой собирали ягоды недалеко друг от друга. Как только кружка наполнялась, я пересыпала ягоды в ведро. Заново наполнять пустую кружку для меня было как-то обидно, поэтому я считала большой несправедливостью, что сестра ходит с ведром. У неё-то ягод - вон - полным-полно, а мне по новой собирай каждый раз. Иногда я бунтовала по этому поводу.
Почему-то в детстве ягодных мест было много, и клубники было полным-полно. Часа за два мы наполняли вёдра и шли домой пешочком. Я ныла, что устала, что хочу пить, что жарко и голодно. Мама пела пионерские песни, пытаясь меня взбодрить. Проселочная дорога была мягкой, а растущая вдоль неё трава ещё мягче.
Мы снимали калоши, носки и шли босиком. Трава приятно охлаждала разгорячённые стопы, от этого приятного ощущения усталость немного проходила. Обедали и падали на пол. Примерно час мы отдыхали, дремали.
А потом шли перебирать ягоды. Напитанная солнечным теплом клубника источала жар и аромат. Мы отделяли ягоды от юбочек, на это уходило ещё часа два. Хорошие ягоды шли на варенье, мелкие - на пироги. После этой кропотливой работы мама оставалась варить варенье, печь клубничные пироги и что-то делать по хозяйству.
Не забываем и про отдых
Мы же бежали на речку. От утренней усталости уже не оставалось и следа. В речке я безвылазно сидела по три-четыре часа, охлаждалась, почти осязая, как вода вытягивает скопившийся в теле жар. Остывшие и голодные, мы возвращались домой, где нас ждала лучшая в мире еда - клубника в сметане. Да со свежим хлебом и вареньем, да с чаем, куда мама заботливо добавила ту же клубнику или какую траву. Ммм... до сих пор слюнки текут.
Труд ребёнка воспитывает
Тут уже вечер наступал. Поливали огород, где-то местами пололи, затем шли в загон доить коров. Загон находился в конце улицы. У нас было обычно две коровы да ещё бабушкина.
В раннем детстве я только смотрела, как мама доит коров. Потом научилась доить сама. Позже мне нужно было помыть сепаратор. Он состоял из кучи разных металлических чашечек и пластиковых разводных дисков с трубкой, каждую деталь надо было помыть. Работа была мелкая, а сепаратор жирный. Быстро-быстро мыла его и бегом переодеваться, чтобы пойти на вечернюю прогулку с подругами, с компанией молодёжи.
Возвращалась я с гулянья жутко голодной. Заходила на летнюю веранду, ныряла рукой под старую фуфайку и доставала оттуда самую вкусную на свете еду: клубничный пирог на домашней сметане. Жадно уминала кусок, а то и два, запивала холодным чаем и шла спать. Пироги эти мама пекла день через день в сезон ягод. Уж сколько мы их ели! Не сосчитать. Но никогда не наедались этим лакомством. Одно из лучших воспоминаний детства - это мамины клубничные пироги.
Все подростки и вся молодёжь села освобождалась от дневных забот только 10 вечера. У кого огород, у кого скотина, у кого сенокос. Все были при деле. Девочки занимались побелкой, уборкой, прополкой, доили коров, помогали мамам по хозяйству. Мальчишки могли гулять до 5 утра, прийти домой, поспать часа два, а дальше бегом марш на сенокос. Весь день косят, трудятся на жаре, вечером баня, сытный ужин и гулять. И никто никогда не жаловался, что устал, хочет спать, что рученьки-ноженьки болят. Вообще такого не было.
Все трудились, все были в одинаковом положении. Ни у одного из нас даже мысли не возникало, что нас эксплуатируют, нарушают какие-то права. Такая жизнь, наполненная трудом, была для нас абсолютно естественной и единственно возможной.
И если у меня спросят, как отразилась на мне эксплуатация детского труда, то я отвечу, что сказалась она наилучшим образом. Именно обязанности и труд развивают в маленьком человеке сознательность, ответственность, самостоятельность и уважение к чужому труду.