Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Сериал «Шардлейк», 2024: густые туманы и обещание интриг

Этот британский сериал-детектив на историческом фоне (наверное, так можно характеризовать жанр) вышел 1 мая 2024 года, на «Дисней», и довольно скоро появился у нас. Спасибо переводчикам, работают оперативно, хотя подчас перевод чудной – приходится заглядывать в ту же английскую Вики, чтобы понять, как зовут персонажей, да еще встречаются перлы вроде «поехал на ярмарку с ячменем и урожайностью».

Сериал основан на относительно известных книгах английского писателя Кристофера Джона Сэнсома, скончавшегося за четыре дня до премьеры, 27 апреля 2024 года. Собственно, Шардлейк – это фамилия главного героя, юриста-детектива Мэтью которому суждено жить в поисках приключений в эпоху Генриха VIII. Наивно было бы ждать от «Диснея» исторической достоверности, судя по отзывам здесь значительно умудрились переврать и сами авторские романы, куда уж там.

Итак, Англия, 1536 год. Первая серия стартует с того, что в каком-то темном подвале от меча неизвестного злодея погибает некий молодой мужчина. Кто он – узнаем чуть позднее, так как сразу переносимся к главному герою, адвокату Мэтью Шардлейку. Мэтью – человек сильно увечный, не просто горбун, у него еще и одна рука сухая. Что не мешает ему жить почище иных дворян эпохи, впрочем, мне как не знакомому с книгами К. Д. Сэнсома неизвестно происхождение главного героя, надеюсь сериал за четыре серии об этом поведает. Пока, по итогам первой серии, лишь известно, что Мэтью в детстве был прислужником в церкви, хотел стать священником, но был отвергнут из-за своего увечья. Так что личные причины не любить католицизм и папу Римского, во всем поддерживая начинания Генриха VIII, у стряпчего имеются.

И пока трудно понять – положительный у нас это герой или отрицательный, с предержащими власть Мэтью ведет себя почтительно, но с достоинством, на всех остальных смотрит, как барышня на коровьи лепешки и демонстративно не тратит усилий, чтобы это скрывать. Какой-то живчик приглашает нашего юриста к самому Томасу Кромвелю, что на означенные годы был канцлером казначейства и государственным секретарем (principal secretary and chief minister). (Лорд-протектор Оливер Кромвель является правнуком Ричарда Моргана, племянника Томаса, сыном его сестры, которого канцлер усыновил, дав уже свою фамилию).

На ступеньках дворца живчик сообщает Мэтью, что канцлер собирается обсудить с ним убийство королевского эмиссара, который, к слову был другом Мэтью.

В пресловутой повестке (что касается расового разнообразия), сериал запутался, как неловкая птица в тенетах. Хотя… может быть здесь есть подвох. Вспоминается фильм «Однажды в Ирландии», где главному герою говорят: «Что-то я никак не пойму – вы или очень тупой, или очень умный». Вот и тут – то ли эти ребята, создававшие сериал, слишком глупые, то ли наоборот – держат большую фигу в кармане и подсмеиваются.

Как только Мэтью оказывается в приемной высшего сановника Томаса Кромвеля (в исполнении Шона Бина, что, как известно, является своеобразным спойлером, хотя именно в этом сезоне преждевременная кончина данному герою, я так полагаю, не грозит), его встречает чернокожий здоровяк в чиновничьей мантии. Вот оно как, значит. Интересно, сами африканцы понимают, какую большую и грязную свинью им подкладывают, таким вот беспорядочным введением чернокожих актеров на какие попало роли?

-3

А именно – пока известные движения в США добиваются компенсаций за многовековое рабство, в Британии выходит сериал где… какое такое рабство? Вот, смотрите, 1536 год – чернокожий стряпчий в мантии, человек уважаемый. Какая такая дискриминация? Вот, понимаете, во времена Генриха VIII, африканцев принимали в Англии, обучали языку и хорошую уважаемую работу давали. Да что там клерк из канцелярии. Чуть позже нам покажут уже целого аббата – настоятелем католического монастыря, африканец тоже мог, оказывается, стать в середине XVI века, по крайней мере, в этом пытается убедить своих наивных зрителей на Западе «Дисней».

Первый разговор Мэтью с канцлером я что-то не совсем понял. «Где я вас раньше видел?» - спрашивает Кромвель. То есть, он о нем слышал (раз пригласил), но лично не знаком. «Несколько месяцев назад, на казни Анны Болейн, я был публичным свидетелем» - говорит Мэтью и вдруг ляпнул – «Она призналась». Вот те раз. Это мнение сериала или мелкий подхалимаж со стороны Шардлейка? В том-то и дело, что павшая королева не призналась в измене и это было общеизвестно. Но странный способ поддакнуть, уж лучше промолчать – ведь говорить канцлеру обратное общественному мнению, это только его расстраивать попусту. Но Кромвель заявляет – «Ей ничего не оставалось, были улики».

Там еще и улики были? Но, впрочем, это хотя бы достоверно, что же еще оставалось Томасу Кромвелю, ярому врагу Болейн, главному организатору заговора с целью очернения королевы, как не стоять на своем.

Но, ближе к делу. В монастыре Скарнси, в Суссексе неизвестно ем был убит сотрудник канцлера, королевский эмиссар Синглтон. Книги и сериал затрагивают такую историческую веху, как «Роспуск монастырей» иначе говоря, разгром и секуляризация церковных владений и перевод их в собственность короля. Вот эмиссар и работал над приисканием предлога для закрытия. Теперь Мэтью, по заданию канцлера должен стать новым эмиссаром и не только расследовать гибель своего коллеги, но и выявить в монастыре врагов государства – «папистов, воров и содомитов». По мнению Кромвеля, Мэтью обязательно их найдет – намек вполне прямой.

В напарники Шардлейку дают того самого улыбчивого живчика по имени Джек Барак. Сели они на коней и поскакали в монастырь. Странно… Хоть бы пару солдат им выделили что ли.