Считается, что любой родитель желает только лучшего для своего ребенка. Но еще Эрик Берн писал, что это не так. И подсознательно большинство родителей
хотят, чтобы дети их были «счастливы» в той роли, которую они для них предназначили, но не хотят никаких изменений, кроме особых случаев.
В этом году я в этом убедилась
Пишет мне мама бывшей ученицы и просит помочь ей сдать тест. Помощь заключается в том, что я решаю тест за нее. Ладно, когда дети обращаются ко мне с такой просьбой, но родители это ту мач.
А последствия такой медвежьей услуги катастрофичны. Возможно вам приходилось слышать про феномен выученной беспомощности.
Она развивается, когда человек видит, что его усилия повлиять на ситуацию напрасны. Сколько бы не старался, результата нет. Тогда зачем пытаться? Часто она проявляется у хронических двоечников. Даже когда они стараются, прилагают усилия, всё равно не вылезают из двоек. В силу устройства оценочной системы. Или привычки учителя воспринимать их как двоечников.
Но выученная беспомощность так же развивается у хронических отличников. У каждого в классе был такой. Он делает ошибки, но ему прощают и ставят пятерки. "Тянут" на медаль и не хотят портить статистику. Такие дети живут в страхе, что их раскроют. Что однажды люди увидят, что их успех ненастоящий. И этот страх остаётся с ним и во взрослом возрасте.
Как правило, такие люди не амбициозны. Они не хотят брать на себя лишнюю ответственность или рисковать. Поэтому выбирают задачи попроще. Именно на такую жизнь и обрекают родители своих детей, когда просят кого-то сдать за них экзамен, покупают оценки или дипломы. Такая "помощь" выглядит скорее как вредительство.
Только самостоятельное преодоление трудностей позволит ребенку обрести уверенность в своих силах и не сдаваться перед сложностями. А задача родителей верить, что ребенок справится сам. Эта вера обладает колоссальной силой. А в случае провала поддерживать и напоминать, что рано или поздно усилия окупятся.