Найти тему

Раскрываем секрет домов-трилистников на пересечении Гражданского и Северного проспектов

Идею домов-трилистников в Петербурге пытались претворять в жизнь еще в конце XIX — начале ХХ века. Но в условиях сплошной застройки улиц осуществить ее было очень трудно. К замыслу вернулись в 1960‑х годах: к тому времени дома перестали ставить вплотную друг к другу. Проекты трилистников постоянно появлялись в мастерских института «Ленпроект».

Такими 16‑этажными панельными зданиями хотели застроить южную сторону проспекта Тореза, но для этого проекта пришлось бы создавать новые нетиповые детали на домостроительном комбинате, что было очень дорого. В результате от идеи отказались и на проспекте Тореза возвели традиционные 12‑этажные кирпичные дома.

Во всесоюзной практике аналогов серийного строительства трилистников не было, поэтому ленинградским архитекторам приходилось проектировать их «с нуля». Причем архитектурно-планировочными заданиями сразу оговаривалось, что проект должен пойти в серию. Уж больно привлекательным выглядело объемное решение такого сооружения: оно обогащало собой любую типовую застройку из пяти- и девятиэтажных прямоугольников.

Мастерская № 6 института «Ленпроект» занималась составлением проектов для Московского и Фрунзенского районов, руководил ею тогда Владимир Попов. Под его руководством архитекторы Наталия Шульц и Абрам Кац спроектировали в 1969 году трилистник для Купчина.

В доме предполагалось 14 этажей, причем первый (нежилой) — очень высокий. По противопожарным нормам, газовые плиты разрешено использоваать в жилых постройках высотой только до 10 этажей, тем не менее в порядке исключения в этом доме разрешили газ.

Однако гораздо раньше, чем в Купчине, трилистник появился на севере, у Муринского ручья. Эту идею автору планировки района Гражданки Логину Шретеру подсказал еще один архитектор мастерской Валентин Брагин.

Первым на Северной площади построили в 1973 – 1976 годах дом-трилистник под № 69 по Северному проспекту. Второй, № 89 по Гражданскому, заложили в конце 1975 года, строили также три года и ввели в эксплуатацию 28 декабря 1978 года. Оба здания госкомиссия приняла с оценками «хорошо».

Каждый из домов увенчан башенкой: в ней расположено машинное отделение лифтового хозяйства. Первый этаж — высокий, нежилой: в нем изначально разместились магазины, и на большей части этот этаж был остеклен. Позднее витринные проемы заложили кирпичом.

Подъезд — один. На 13 жилых этажах каждого дома 117 квартир — по девять на этаже. Интересно решен коридор на площадке: он сначала кольцевой вокруг лифта, затем от него отходят коридоры по трем лучам здания. Примечательно, что все помещения в квартирах имеют нормальные прямо­угольные очертания, и только ванные комнаты пали жертвой фасадных изгибов: они треугольные и маленькие.

Как уже говорилось, дома-трилистники планировалось сделать серийными, но они оказались весьма дорогими. Первый обошелся в 1 миллион 337 тысяч рублей, второй — в 1 миллион 162 тысячи. Для сравнения: на строительство кирпичного типового 16‑этажного дома серии 1-528КП-82 (их как раз начали возводить с 1977 года) ­уходило 800 – 900 тысяч рублей.

Дороговизна трилистников складывалась из‑за повышенного расхода кирпича и наличия встроенных помещений первого этажа, сооружение которых было дороже, чем у других жилых домов. А уж неудобные в эксплуатации ванные комнаты и вовсе ставили на таких домах крест в отношении их серийного применения.

Трилистник был повторен только один раз, в 1979 году, причем в том месте, для которого изначально и проектировался, — на Софийской улице (дом 46, корп. 2), да и то без башни и с электроплитами на кухнях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц