Об этом бое много чего сказано – от полной гибели бригады до правды генерала Трошева.
Отдельная история – почему в декабре 94-го решили взять Грозный. Нам хочется остановиться только на бое 131-й Майкопской бригады. Она получила приказ занять позиции у реки Нефтянки.
Из 4-х батальонов бригады в 7 утра 31 декабря только первые два (446 чел.) выдвинулись к Нефтянке. К 10 часам они прибыли к реке и начали готовить позиции. У группировки “Запад” всё пошло не по плану, и командующий “Севера” генерал Пуликовский поручает комбригу 131-й бригады полковнику Савину занять ж/д вокзал, находящийся недалеко от резиденции Дудаева. Генерал знал, что ни у кого из командиров от комбата и ниже не было карт и плана города. Полковнику сообщили только название улицы и что сначала должен выйти 1-й батальон.
Генерал Трошев сделал вид в своей книге, что не знает ничего об этом приказе, обвинил Савина в том, что он по ошибке попал на вокзал, а должен был оказаться совсем в другом месте.
1-й батальон, выстроившись колонной во главе с Савиным, двинулся в полдень на вокзал, ориентируясь по уличным табличкам. Два раза они сворачивали не туда, чудом миновав засаду батальона Шамиля Басаева. Но к 13.00 батальон оказался у ж/д вокзала, где уже находился 81-й полк. Пока было тихо.
81-й полк отошёл к товарной станции, майкопчане заняли здание вокзала. Через час к вокзалу двинулся от реки 2-й батальон бригады. Но ситуация уже изменилась. Передовые машины только подошли к товарной станции у вокзала, как по остальной части колонны плотно ударили гранатомёты чехов.
Первым подбили головной БМП с зам. комбата. Второй БМП попытался его прикрыть, дать выйти экипажу, но тут и его подбили. Быстро загорелись три БМП командиров рот. Где-то экипажи сгорели, кто-то сдался в плен. Всего было подбито 10 броников, включая и пытавшийся вывезти раненых.
На вокзале пока было тихо. Савин попытался даже помочь 2-му батальону, послал на помощь 1-2-ю роты. Но там бушевал огонь – в прямом и переносном смысле. Потеряв танк и несколько бойцов, роты вернулись. Савин организует оборону вокзала:
Видно расположение 9 танков, 12 БМП, 2 БТР. Начиная с 15.00 начался и далее всё сильнее становился огонь духов по засевшим на вокзале. К вечеру огонь ещё усилился. На полчаса ночью стрельба почти затихла, а потом всё возобновилось. При этом на самом вокзале погибших ещё не было, в отличие от застрявшей колонны 2 батальона и последующих, что шли выручать.
Сначала более всего досаждали боевики, занявшие Дом Павлова:
Потом подключились духи в Депо, здание которого значительно превосходило размерами Дом Павлова. Гранатомётчики и снайперы скрывались за брошенными ж/д цистернами на путях. Но батальон Савина достойно отвечал. К тому же стали помогать танки соседнего 81-го полка. Савин вызвал огонь на Дом Павлова, Депо и цистерны. Если с Домом Павлова артиллеристы быстро разобрались, то с Депо и цистернами было сложнее – слишком близко к вокзалу. Савину пришлось отказаться от помощи артиллерии.
К концу дня 31-го генерал Пуликовский приказал собрать помощь из оставшихся у реки частей майкопской бригады. Утром 1 января вышла помощь, и одновременно командующий объединённой группировки войск генерал Квашнин, не видя на карте бедственного положения на вокзале, приказывает 131-й бригаде атаковать президентский дворец. Пуликовский передал приказ Савину.
В 200 метрах от вокзала колонна помощи была атакована духами. Первые 2 БМП с командирами оказались подбитыми, в колонне начался хаос. Основная часть колонны повернула обратно. Были предприняты ещё 3 попытки помощи, все неудачные. Одна из причин – дудаевцы слушали все наши радиопереговоры.
Вторую ночь защитники вокзала не пережили бы, уже накопилось около 70 раненых и 19 убитых. Заканчивались боеприпасы. Савин стал готовить прорыв. В 18.00 1-го января пошла в прорыв 1-я группа на последней БМП с 42 бойцами, под завязку. Прошла недалеко, в неё влетели 2 гранаты. Выжили двое.
Повезло только 3-й группе – 142 человека смогли выйти. Во 2-й группе погиб Савин, почти со всей группой.
Всего погибло ~ 160 чел. Генерал Пуликовский попал под амнистию. Генерал Квашнин пошёл на повышение.