Еще до объявления Минфином какой-либо конкретики по поводу новой, прогрессивной шкалы налогообложения, отечественная пропаганда на все лады расхваливала грядущую реформу, называла ее исключительно "донастройкой" (всеми силами избегая глагола "повышение") и упирала на борьбу с неравенством.
Ведь формально, если не вчитываться, то при поверхностном взгляде все выглядит действительно очень "социальненько" - богатые теперь заплатят больше, на их деньги якобы построят дороги, школы и прочую полезную инфраструктуру. 28 мая Минфин всю эту благостную картинку конкретизировал и внес на рассмотрение правительства следующее:
Выглядит здорово, если не сказать "травоядно", но только ни какой о борьбе с социальным расслоением и стремлении к справедливому распределению налогового бремени тут говорить не приходится.
Во-первых, реально богатые и сверхбогатые граждане получают свои доходы с ценных бумаг и дивидендов, а по ним Минфин сохранил прежнюю ставку 15%, делая вид, что какой-нибудь Лисин или Тимченко получают зарплату по 50 млн в месяц, что смешно.
Более того, если уж говорить о реальной прогрессивной шкале, когда с ростом доходов резко растет и налоговое бремя, то речь должна идти о максимальных ставках в виде 40% (как в Турции) или вообще 45% (как в Британии и ФРГ).
Во-вторых, социальная справедливость подразумевает, что беднейшие слои населения с доходом до определенной суммы вообще не платят налоги - вводится так называемый необлагаемый минимум (как в той же Германии). Потому что в современной экономике условный учитель с условной зарплатой в 30 тысяч и без того приносит обществу сильно больше пользы, чем общество ему платит.
Но не в России, где основная задача всех этих пертурбаций не выровнять социальный дисбаланс, а собрать еще больше денег с населения и бизнеса. Ожидается, что уже в 2025 году повышение налогов принесет дополнительные 2.6 трлн рублей, из которых за счет НДФЛ соберут только 533 млрд.
И это подводит нас к третьему моменту, о котором не особо распространяются на Первом канале - львиную долю из этих 2.6 трлн планируется собрать с бизнеса за счет повышения налога на прибыль с 20% до 25%, отмены нулевого налога для IT-компаний, введения НДС для некоторых видов малого и среднего бизнеса, повышения НДПИ для металлургов и производителей удобрений и т.п.
Все эти дополнительные издержки неизбежно и по законам рынка пойдут в конечную стоимость товаров и услуг, за которые будет платить потребитель. Говоря проще, планируемая реформа это еще и про рост цен, причем фронтальный и прежде всего на продукцию отечественного производства. Который прежде всего ударит по самым малоимущим - недаром инфляцию называют налогом для бедных.
Если учитывать, что никакого необлагаемого налогового минимума так и не было введено, т.е. даже заштатная уборщица по-прежнему обязана отдавать государству 13% от зарплаты, то говорить о каком-то курсе на социальное равенство довольно странно.