Предыдущая часть:
Таким образом, первая грубая ошибка Иванова и Масленникова состояла в том, что первоначально они планировали положить в липовый "лабаз" только продукты, то есть сделать "продовольственный склад". И они слишком поздно - уже после того, как чекисты устроили инсценировку на перевале - сообразили, что, помимо продуктов, в этот липовый "лабаз" обязательно нужно положить еще и какие-то вещи дятловцев.
И для того, чтобы достать для "лабаза" вещи дятловцев из палатки на склоне, советской сволочи пришлось дать соответствующее "задание" Чеглакову - сбегать, незаметно от студентов, к палатке и вытащить из нее несколько вещей дятловцев. Так что в вымпеле, выброшенном слобцовцам 24 февраля, еще говорится только о "продовольственном складе" - ведь на тот момент у советской сволочи еще не было уверенности в том, что Чеглаков справится со своим "заданием" и что им удастся положить в "лабаз", помимо продуктов, еще и какие-то вещи дятловцев.
И Чеглаков со своим заданием в целом справился. И если не считать фонарика на полотне палатки (а также этого нелепого "следа мочи"), он, со своими мансийскими лыжами, следов у палатки и на перевале не оставил. И все вещи дятловцев, которые Чеглаков вытащил из палатки, он уже 27 февраля передал Масленникову, и Масленников все их положил в липовый "лабаз". Именно этим объясняется такой странный "выбор" Масленникова вещей для "лабаза": в том-то и дело, что Масленников эти вещи не выбирал, и что Чеглаков вытащил из палатки во время своего ночного рейда (а вытащил он вещи, которые лежали у входа в палатку и которые было не слишком тяжело нести) - то Масленников в "лабаз" и положил. И Масленников "от себя" лишь добавил набор лыжных креплений и две батарейки с лампочкой (см. ссылку ниже).
Вторая ошибка Масленникова и Иванова
Но Иванов и Масленников во всей этой истории с липовым "лабазом" допустили еще одну грубую ошибку. Иванов и Масленников, несомненно, принимали участие в разработке деталей инсценировки у перевала, именно они сфальсифицировали маршрут дятловцев, и они, конечно, принимали участие в фальсификации "дневников" дятловцев (см. ссылку ниже). А времени у всей этой советской сволочи было не так много, и поэтому до инсценировки на перевале Иванов и Масленников придавали "лабазу" второстепенное значение. Именно поэтому в их замысле "лабаза" оказалось так много ошибок, просчетов и "косяков".
И вторая ошибка Иванова и Масленникова состояла в том, что они плохо продумали, как инсценировать "обнаружение" этого липового "лабаза" поисковиками во время спектакля "поисковых работ". Масленникову сначала показалось, что все очень просто: те, кому он поручит соорудить этот липовый "лабаз" (кто они были - об этом я скажу пару слов далее), просто выведут в нужный момент студентов-поисковиков на этот "лабаз". "И все!"
"Стоп! - сообразили Иванов и Масленников уже после того, как чекисты устроили инсценировку на перевале. - А как мы объясним, каким образом нашли "лабаз" наши люди, которые должны будут вывести студентов на "лабаз"? Ведь "лабаз" мы сделаем просто в яме. Как отличить сугроб над этой ямой от множества других подобных сугробов повсюду вокруг?"
Кроки? Если даже дятловцев сделали лабаз и обозначили на кроках его место - то сделали они лабаз, конечно, совсем в другом месте (за перевалом, где-то у Кедра). И вот уж что-что, а кроки дятловцев никому показывать ни в коем случае было нельзя! Кроки дятловцев должны исчезнуть из материалов УД!
Нарисовать свои кроки, с местом липового "лабаза"? Но Масленников и сам до последнего момента не знал, где в точности в верховьях Ауспии будет сделан этот липовый "лабаз". Да и лучше опять же вообще никакие кроки никому не показывать - чтобы у студентов (или кого-либо еще) не возникло вопросов о том, куда подевались остальные кроки дятловцев. Нет, идея с кроками никуда не годилась.
"Лыжи! - сообразили Иванов и Масленников. - В липовый "лабаз" нужно будет воткнуть одну пару лыж дятловцев! И тогда объяснить, каким образом был "найден" этот "лабаз", уже не составит труда: наши люди со студентами-поисковиками увидели в лесу пару лыж в сугробе, и поняли, что это тот самый "лабаз дятловцев", который они искали!"
А где взять эти лыжи? Все, тю-тю! Все лыжи дятловцев уже были на перевале! У дятловцев в этом походе было 10 пар лыж: 9 "основных" и одна пара "запасная" (см. ссылку ниже). И все эти 10 пар лыж дятловцев чекисты во время инсценировки положили под палатку и у нее: 9 пар лыж они положили под палатку, и еще одну пару положили рядом с палаткой. А в "лабаз" нужно было воткнуть обязательно лыжи дятловцев (а не какие-то другие), с соответствующими креплениями и с инвентарным номером турсекции УПИ. А стало быть, в "лабаз" нужно было воткнуть одну из тех 10 пар лыж, которые чекисты положили под палатку и у нее.
Стащить одну из этих 10 пар лыж для своего "лабаза" Масленникову особого труда не составило. И он еще 27 февраля отдал распоряжение вытащить из-под палатки две пары лыж дятловцев для лейтенанта Моисеева и Мостового, поводырей собаки - они почему-то прибыли на перевал из Ивделя без лыж. А еще несколько пар лыж из-под палатки Масленников распорядился воткнуть в места обнаружения тел Дятлова и Колмогоровой (см. Фото 1 ниже). Так что лыжи дятловцев стали "расползаться" еще 27 февраля (см. ссылки ниже). А когда Темпалов 28 февраля улетал с перевала, и палатка была разобрана, он все лыжи и лыжные палки дятловцев оставил в распоряжении Масленникова, и они были перенесены в лагерь поисковиков. Так что воткнуть одну из этих пар лыж в "лабаз" Масленникову ничего не стоило.
Булгаковская чертовщина с вещами дятловцев в "уголовном деле"
Но в результате этих грубых ошибок Иванова и Масленникова в их замысле с "лабазом", а также всех этих последующих манипуляций с вещами дятловцев, у советских товарищей с вещами дятловцев возникла жуткая неразбериха. А когда, получив соответствующие указания от "старших товарищей", на перевал прибыл товарищ Темпалов, мужик довольно туповатый, бывший артиллерист, и принялся "исправлять" и "заметать под коврик" найденные им "косяки" инсценировки - с вещами дятловцев и вовсе стало происходить нечто странное, настоящая чертовщина, подобная той, что происходила в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
Начать с того, что вещи дятловцев, которые вытащил из палатки Чеглаков, оказались очень неподходящими для "лабаза". Ведь вряд ли дятловцы, двигаясь к Отортену, стали бы оставлять в "лабазе" аптечку. И поэтому Иванов в своем "Протоколе об обнаружении лабаза" от 2 марта решил эту аптечку не упоминать (о ней упомянул в своем "допросе" Масленников). А ледоруб? У дятловцев в этом походе был один ледоруб (его нес Семен Золотарев), но чекисты во время своей инсценировки у палатки положили еще один ледоруб. И поэтому ни Иванов, ни Масленников об этом ледорубе в "лабазе" вообще нигде не упоминают, и он "всплыл" в материалах "уголовного дела", в общем-то, случайно, по недосмотру Иванова (см. ссылку ниже).
Проблемы возникли с лыжными ботинками. Масленников в своих радиограммах и в ходе "допроса" сообщил, что в палатке было найдено 8 пар лыжных ботинок (9-ю, Кривонищенко, стащил из палатки Чеглаков, и ее положили в "лабаз"). То же самое сообщил в ходе допроса капитан Чернышев.
Но туповатый Темпалов, который ничего не знал о том, что одну пару лыжных ботинок вытащили из палатки для "лабаза", решил, что это "косяк", допущенный при инсценировке. И решил этот "косяк" исправить. Дятловцев ведь девять было? Значит, и в палатке должно быть девять пар лыжных ботинок! И так Темпалов и записал в своем "Протоколе места обнаружения стоянки туристов" от 28 февраля (см. ссылку ниже).
А лыжи? Масленников в своих радиограммах и допросе сообщил, что у палатки было 10 пар лыж: 9 под палаткой, и одна около нее. Но Темпалов не знал, что туристы часто берут в поход запасные лыжи, и решил, что это тоже "косяк". И в своем "Протоколе" от 28 февраля он записал, что под палаткой было 8 пар лыж (а всего, стало быть, 9).
И когда Иванова в середине апреля вызвали в Москву для отчета "о проделанной работе", и "старшие товарищи" (партийные и прокурорские) ознакомились с тем, что к тому времени наваяли в рамках "уголовного дела" товарищи Иванов, Темпалов и Масленников - там пришли в ужас от этих расхождений в количестве лыж, ботинок и прочего. Вставили товарищу Иванову хороший "пистон" и приказали немедленно привести все данные к "одному знаменателю".
Так что из Москвы товарищ Иванов вернулся в подавленном настроении. И начал править материалы УД. Прежде всего, товарищу Темпалову уже 18 апреля устроили отдельный как бы "допрос". Это был очень редкий случай в советской "следственно-судебной практике", когда прокурора, который ведет какое-либо уголовное дело, допрашивают в рамках того же уголовного дела. В принципе, такое в УПК Совдепии допускалось (как и дополнительные допросы экспертов), но, повторюсь, такие случаи были крайне редкими. И в ходе этого "допроса" от 18 апреля Темпалов меняет свои показания относительно количества ботинок и лыж в палатке. И теперь у него в палатке, оказывается, уже было найдено 8 пар ботинок (а не 9, как он записал в своем "Протоколе" от 28 февраля). А лыж было 10 пар - 9 под палаткой и одна у палатки (а не 9, как он записал в своем "Протоколе").
Ну, с ботинками Иванов, Темпалов и Масленников вроде разобрались. И лыжные ботинки дятловцев предъявлялись к опознанию, а потом (почему-то только 8 пар) были возвращены на склад турсекции УПИ.
А с лыжами что делать? Ведь с той парой лыж, которую Масленников воткнул в свой "лабаз", получалось, что у дятловцев было 11 пар лыж. Откуда у них взялась 11-я пара лыж? Объяснить это Иванову было очень сложно, и поэтому он решил, что будет лучше, если все лыжи дятловцев (как и их лыжные палки) просто "исчезнут": лыжи дятловцев (как и лыжные палки) не предъявлялись к опознанию, и на склад турсекции УПИ возвращены не были. Все они просто бесследно "исчезли".
В общем, с этим липовым "лабазом" товарищи Масленников и Иванов очень сильно напортачили. А когда "исправлять ошибки" взялся товарищ Темпалов - проблем только еще больше прибавилось. И следы всех этих ошибок и просчетов, допущенных Масленниковым и Ивановым при сооружении липового "лабаза", а также следы заметания этих следов, при внимательном изучении материалов "уголовного дела" просматриваются очень ясно. И вся эта свистопляска и чертовщина с лыжами, ботинками, ледорубом и прочим у советских товарищей возникла из-за липового "лабаза". Все из-за "лабаза".
Продолжение: