Предыдущая часть:
Откуда я все это знаю? Откуда я знаю, что товарищ Масленников воткнул в свой липовый "лабаз" одну из тех пар лыж дятловцев, которые чекисты положили под палатку? И откуда я знаю, что товарищ Масленников доставил эту пару лыж от палатки к лагерю поисковиков в верховьях Ауспии именно таким способом - использовав для этого вертухаев-собаководов Моисеева и Мостового?
Во-первых, из радиограмм. В радиограмме от 28 февраля, которую я приводил в предыдущей статье (Лист 160 УД), в самом ее конце, есть очень странная фраза Масленникова: "Все документы группы кроме крок и личных блокнотов увез прокурор в том числе три экземпляра маршрутного листа отправить можно собак проводников".
С документами и кроками все более-менее понятно, но куда (и откуда) предлагает отправить товарищ Масленников "собак проводников"? Я думаю, что в какой-то радиограмме, которой нет в УД, товарищ Масленников уже обсуждал со штабом в Ивделе этот свой план по доставке пары лыж дятловцев от палатки в лагерь поисковиков с помощью "проводников с собаками" Моисеева и Мостового. И 1 марта в 15 часов ему приходит радиограмма из штаба (Лист 161 УД), в которой третьим пунктом также идет странная фраза: "Продумайте еще раз целесообразность отправки собак". Видимо, в штабе оценили этот "хитрый замысел" Масленникова как слишком рискованный, и в этой фразе предупреждают его об этом.
А во-вторых, об этом "фокусе" товарища Масленникова прямо рассказывает в своих показаниях Георгий Атманаки (см. Фото 1): Моисеев и Мостовой (очевидно, по разрешению/распоряжению товарища Масленникова) вытащили три (или больше) пары лыж дятловцев из-под палатки в его присутствии.
Эти показания Георгий Атманаки давал 7-8 апреля следователю Иванову уже в Свердловске, спустя более месяца после этих событий, они довольно пространные, явно состоят из двух частей, кое-где он путается в последовательности событий, но в целом они вполне внятные и понятные. Вот что он сообщает (Листы 209-220 УД):
"Вечером вернулся Карелин и сообщил, что получено известие о том, что нашли их базовый лагерь под Отортеном и в нем все снаряжение от лыж до рюкзаков...26 февраля в 12 дня нас погрузили в вертолет и высадили на седловине правее гребешка на перевале в Лозьвы и высотой 880. В составе группы было четверо туристов и двое проводников с собаками".
Здесь нужно сразу оговориться, что Атманаки ошибся в дате: группу Карелина (в которую входил Атманаки) и Моисеева с Мостовым (с их собаками) доставили из Ивделя на перевал 27 февраля (см. Примечание ниже). Но читаем дальше:
"Нашей задачей было: разбиться на две группы подыскать подходящее место для базового лагеря в бассейне Лозьвы в то время как другая группа с собаками начнет прочес участка от палатки и вниз к Лозьве. Оставив лыжи и снаряжение на перевале (втором) я, Борисов, проводники Моисеев и Мостовой пошли по склону в направлении высоты 1079, на перевале (первом) встретили несколько человек из группы Слобцова, которые приблизительно указали нам местоположение палатки группы Дятлова. Остальные люди группы Слобцова находились у гребешков на перевале..."
Здесь Атманаки вполне точен, и его показания вполне совпадают с показаниями других поисковиков из группы Слобцова. При этом на седловине перевала и вблизи "останцов" (их Атманаки называет "гребешками"), где садились вертолеты, было много камней, а снег там достаточно жесткий (см. Фото 2 ниже). Поэтому там часто ходили, предварительно сняв лыжи. И Моисеев с Мостовым, которые были без лыж, спокойно дошли от вертолетной площадки до палатки.
"Вместе с двумя людьми из команды Слобцова и проводниками мы с Борисовым прочесали склон ниже и правее палатки (если смотреть вниз) встретив двух манси и товарища полувоенного типа, впоследствие оказавшимся начальником пожарной команды гор. Ивделя. Они указали нам, что километрах в двух ниже нашли два трупа и показали, где находится палатка".
Начальник пожарной охраны Ивделя - это капитан Чеглаков. Он, вместе с лесником Иваном Пашиным и двумя манси, шли вместе с группой Слобцова.
"Палатка стояла на разложенных лыжах, растяжки привязаны к лыжным палкам, причем большинство из них не были повреждены...Людей в палатке не было. Осмотрели содержимое. Дно палатки лежало на лыжах, поверх этого были уложены ватники, рюкзаки, гетры и прочее мелкое снаряжение".
А теперь внимание! Вот что дальше сообщает Атманаки:
"Продолжать дальнейшую разборку вещей не было смысла, а потому все уложили на свои места до прибытия следователя, предварительно приподняв палатку и вытащив оттуда три пары лыж, т.к. проводники собак шли в пешем строю, а остальные лыжи были использованы нами для отметки мест, где были обнаружены тела погибших".
Тела погибших - это Дятлов и Колмогорова. Причем тело Колмогоровой 27 февраля нашли как раз Моисеев и Мостовой с помощью поисковых собак, а тело Дятлова незадолго до этого обнаружили манси (и Атманаки об этом пишет далее). Поэтому брать лыжи из-под палатки, чтобы обозначить ими места обнаружения тел Дятлова и Колмогоровой до того, как они спустились вниз, они не могли - лыжи из-под палатки они взяли позже. Здесь Атманаки снова путает даты и последовательность событий.
Я полагаю, что при обнаружении тела Колмогоровой 27 февраля Моисеев и Мостовой были еще не на лыжах: тело Колмогоровой находилось ближе всех к палатке, и снег там был еще не слишком глубокий и достаточно жесткий. И лыжи они взяли уже на следующий день, 28 февраля, по разрешению и указанию Масленникова - в этот день прокурор Темпалов осматривал палатку и составлял протокол (он насчитал 8 пар лыж), и Масленников 28 февраля почти весь день вертелся на перевале и у палатки. Вот что об этих событиях сообщил капитан Чернышев (Лист 89 УД):
"Следов пребывания группы Дятлова в своем районе мы не обнаружили. В пути следования, примерно в 16.00 27.02 нас нашел вертолет, который нас взял на борт и высадил к палатке Дятлова. У палатки уже была группа Слобцова, Карелин, там находился Масленников. Поиск в этот день проводил Моисеев с собаками и они нашли в этот же день труп Колмогоровой и Дятлова. На второй день были организованы поисковые группы, а я с прокурором Темпаловым и с ним человек до 10 ушли на раскопку палатки".
Но поскольку Моисеев и Мостовой 28 февраля были все еще без лыж, то никаких поисков ниже по склону, где уже начинался глубокий снег, они в этот день проводить не могли. И поэтому в своей радиограмме от 28 февраля, отправленной в 17-07 (Лист 160 УД), Масленников, среди прочего, сообщает:
"Дальше по склону очень глубокий снег и прощупывание палатки ничего не дало. Собаки день ничего сделать не смогли, снег глубокий".
А после того, как Темпалов составил протокол и улетел в Ивдель, Масленников разрешил/приказал Моисееву и Мостовому взять две пары лыж дятловцев из-под палатки (чтобы уже в этот день они могли вернуться в лагерь поисковиков в верховьях Ауспии на лыжах), а еще одну-две пары лыж воткнуть в места обнаружения тел Дятлова и Колмогоровой (см. Фото 4 ниже).
И вот таким образом Масленников уже к вечеру 28 февраля "доставил" (вместе с Моисеевым и Мостовым) от палатки в лагерь поисковиков две пары лыж дятловцев. После чего одну из них он (кто-то из его подручных) и воткнул в свой липовый "лабаз".
А что же Моисеев и Мостовой? Ведь после этого у них на двоих оставалась только одна пара лыж. Но Масленников же не случайно распорядился вытащить три-четыре пары лыж, чтобы отметить с помощью лыж места обнаружения тел Дятлова и Колмогоровой. И на недоуменные вопросы Моисеева и Мостового он отвечал, что одному из них 1 марта нужно будет пешком дойти до места палатки, потом спуститься вниз и забрать себе ту пару лыж, которую они накануне воткнули на месте обнаружения тел Дятлова и Колмогоровой. А вместо лыж воткнуть какие-нибудь палки: уже к вечеру 28 февраля тела Дятлова, Колмогоровой и Кривонищенко доставили к "останцу", к вертолетной площадке, и место их обнаружения уже не имело такого большого значения, чтобы оставлять там лыжи. Что Моисеев с Мостовым и сделали, и в последующие дни они, вместе с капитаном Чернышевым и его людьми, спускались до самой Лозьвы - где снег очень глубокий. То есть далее они оба участвовали в "поисковых работах" уже на лыжах - на лыжах дятловцев.
Вот и все. Вот и весь "фокус", с помощью которого товарищ Масленников смог, не вызвав ни у кого подозрений, сначала доставить от палатки в лагерь две пары лыж дятловцев, а потом одну из них воткнуть в свой фальшивый "лабаз".
Примечание. То, что Атманаки и Карелин 26 февраля находились еще в Ивделе и что на перевал их доставили 27 февраля - об этом говорят все другие показания. Из показаний Карелина (Лист 290 УД):
"27 февраля мы были заброшены на вертолете к обнаруженной накануне палатке. Оставив рюкзаки на перевале, где нас высадил вертолет, двое из нас пошли вниз в долину Лозьвы искать место для лагеря, а двое с двумя проводниками и двумя собаками пошли к палатке и затем дальше на поиски. В этот день было найдено четыре трупа: Колмогорова, Дятлов, Кривонищенко и Дорошенко".
Из показаний Масленникова (Лист 69 УД):
"26.02 вечером от группы Слобцова поступило сообщение, что найдена палатка Дятлова со всеми вещами, предметами питания и лыжами. Это послужило сигналом к снятию всех поисковых групп с других направлений. 27.02 мы сняли с маршрутов группу Чернышова и перебросили ее на высоту "1079", группу Курикова, группу Аксельрода и туда же перебросили группу ИТЛ Моисеева с собаками. Там оказалось 7 групп".
26 февраля к перевалу на оленьих упряжках прибыл т.н. "вижайский отряд" с радистом Неволиным и группой манси. И в этот день была "найдена" палатка, о чем Неволин, уже находившийся у перевала, и сообщил в Ивдель. И о чем Масленников, Карелин и Атманаки узнали к вечеру 26 февраля. И только на следующий день, 27 февраля, к перевалу стали перебрасывать все поисковые группы, и в этот же день туда доставили вертолетом Карелина, Атманаки и проводников с собаками из Ивдельлага Моисеева и Мостового.
Продолжение: