Предыдущая часть:
Что стало с лыжами, которые были у палатки и которые Масленников воткнул в свой "лабаз"? Куда они все подевались?
Уже 28 февраля, после того, как прокурор Темпалов составил свой протокол, палатку и все вещи отнесли к "останцу", поближе к вертолетной площадке. А 1 марта прилетел вертолет, на котором прибыл следователь Иванов и группа поисковиков Аксельрода (Аксельрод, Согрин, Типикин) - группу Аксельрода 28 февраля сняли с Отортена, потом доставили в Ивдель для "доверительной беседы", а 1 марта доставили на перевал (см. Фото 1 ниже). И все вещи и палатку загрузили в этот вертолет и отправили в Ивдель.
Из показаний Аксельрода (Лист 321-322 УД):
"При вылете из Ивделя у нас была договоренность, что 28 февраля в 4 дня за нами прилетит вертолёт. Около пяти часов вечера 28 февраля группа в полном составе была переброшена в Ивдель. Летели мы вместе с ивдельским райпрокурором Темпаловым. Он сообщил мне, что найдены раздетые трупы четырех человек: Дятлова, Колмогоровой, Кривонищенко и Золотарева (впоследствие опознан как Дорошенко). В Ивделе на вопрос Артюкова, каковы наши дальнейшие планы, я лично и вся группа полностью предоставили свое время в распоряжение штаба поисков и на следующий день, вместе с областным прокурором-криминалистом Ивановым Л.Н. Согрин, Типикин и я были высажены вертолетом в район поисков. Нам сразу же пришлось переодеть вместо ботинок валенки и принять участие в погрузи в вертолет палатки и вещей группы Дятлова. Три трупа - Колмогоровой, Дятлова и Дорошенко, лежали уже привезенными из долины у камня-останца на перевале. Группа сразу же приняла участие в поисках".
Примерно все то же самое сообщает Согрин (Лист 332 УД):
"Первого марта я, Аксельрод, Типикин, Иванов Л.Н. были высажены на место аварии. Встретила нас большая группа людей сильно закутанная в подшлемниках. Ветер бросал снег в лицо и пытался сбросить с плато. Быстро погрузили в вертолет вещи Дятлова и нескольких людей. За большим камнем лежало 3 трупа уже вытащенных наверх на вертолетную площадку. Несмотря на плохую ("погоду" зачеркнуто, потом снова то же слово - прим. сост.) погоду пошли на поиски".
Поэтому все утверждения (включая "воспоминания" самого Аксельрода), что кто-то видел палатку на склоне горы Холатчахль после 28 февраля - это вранье. Не видела ее, конечно, и группа "москвичей", о которых я писал ранее (она прибыла на перевал 3 марта).
Из показаний Аксельрода (Лист 327): "Я с группой туристов долго стоял на месте палатки с группой туристов (Согрин, Королёв, Баскин, Шулешко) и мы пришли к единодушному выводу, что если бы у них появился лишь один шанс вернуться, они вернулись бы и вернулись при любом ветре". То же самое сообщает Согрин (Лист 334): "4 марта я, Аксельрод, Королев и 3-ое москвичей поднимались к месту, где была установлен палатка Дятлова. Все мы здесь пришли к единодушному мнению, что палатка была поставлена по всем туристским и альпинистским правилам. Склон, на котором стояла палатка не представляет никакой опасности. Крутизна склона 15-18°".
Постояли, обсудили, поговорили. На том месте, где стояла палатка. И все сведения о палатке в "отчете" "москвичей", как мы прояснили ранее (см. ссылку ниже), были составлены Масленниковым и Ивановым. С главной целью - документально оформить в УД от имени "москвичей" "официальную версию", в том числе - что палатка была установлена правильно, "по всем туристическим правилам". То есть чтобы еще раз создать видимость, что "палатку устанавливали дятловцы". И что касается лыж, то в этом "отчете москвичей" ничего интересного: "Под палаткой была создана на снегу ровная площадка, на которой были уложены лыжи...Перед входом в палатку лежала пара связанных лыж" (Лист 34 УД).
Палатку и вещи 1 марта отправили в Ивдель. А лыжи? А все лыжи товарищ Масленников оставил на перевале, в лагере поисковиков. И их больше никто не видел.
На каком основании товарищ Масленников оставил лыжи дятловцев? На основании "Протокола обнаружения места стоянки туристов", составленного Темпаловым 28 февраля, в котором, в самом конце, говорится: "Все обнаруженные вещи переданы для описи и сдачи на ... базу начальнику поискового отряда Масленникову Евгению Поликарповичу, на что и составлен настоящий протокол" (Лист 2 УД). То есть с этого момента Масленников мог распоряжаться всеми вещами дятловцев, включая их лыжи. И лыжи он решил оставить "на базе" (то есть в лагере поисковиков).
В самом деле, если 2 марта товарищ Иванов, официально, "под протокол", передал все продукты, которые Масленников положил в свой "лабаз", обратно Масленникову, то почему Темпалов не мог полуофициально дать свое согласие на то, чтобы все лыжи дятловцев оставались в лагере Масленникова? Там они нужнее: вот, товарищи Моисеев и Мостовой прибыли без лыж. Мог кто-то еще из солдат или студентов без лыж приехать. Лыжи у кого-то могли сломаться - и чтобы продемонстрировать это, Масленников и сообщил в своей радиограмме о найденном куске сломанной лыжи. Так что с этого момента Масленникову даже особенно хитрить было не нужно - и уже 1 марта он мог все лыжи дятловцев (или несколько пар) доставить в лагерь на Ауспии (с помощью тех же Моисеева и Мостового, например).
И эти лыжи, повторюсь, больше никто не видел. 5-7 марта Иванов проводит в Ивделе опознание вещей дятловцев с помощью Юрия Юдина и составляет "Протокол осмотра вещей, обнаруженных на месте происшествия" (Листы 11-20 УД). Там все вещи дятловцев, включая их рюкзаки, даже мандолина Кривонищенко есть. А лыж (и лыжных палок) нет. Точнее сказать, Иванов предъявил Юдину только одну пару лыж, и Юдин ее не опознал. То есть вроде бы какие-то лыжи для опознания предъявлялись, а на самом деле нет.
В уголовном деле есть также "Протоколы опознания вещей" (Листы 233-257), составленные 30 марта - 8 апреля. Родственникам дятловцев вернули кое-какие их вещи, но лыж и лыжных палок в этих протоколах нет. Возвращались вещи и в спортклуб УПИ (Лист 255) - их принимал завсклада спортбазы Кузнецов Николай Филиппович. И среди этих вещей также нет ни одной лыжи и лыжной палки. Нет их и среди неопознанных вещей (зато есть две суконные и одна фланелевая портянки, а также мешки из-под продуктов - видимо, в них Масленников положил продукты в свой "лабаз").
В общем, лыжи (и лыжные палки) "испарились". И понятно, почему: если бы их стали считать, то тут же выяснилось бы, что в "лабазе" оказалась 11-я пара лыж. Которой у дятловцев, конечно, не было. И что, следовательно, лыжи, которые были найдены в "лабазе", могли взяться только из числа тех лыж, что были найдены у палатки. И после этого "официальная версия" следствия о появлении "лабаза" в верховьях Ауспии (согласно которой этот "лабаз" якобы сделали дятловцы) тут же затрещала бы по швам. Вот поэтому лыжи, с одной стороны, вдруг начали "размножаться" на бумаге (в показаниях Масленникова и Темпалова), а с другой стороны, сами лыжи (и лыжные палки) при этом куда-то исчезли и их больше никто не видел.
Сколько лыж было у дятловцев?
А сколько лыж было у дятловцев в этом походе?
Из допроса Дряхлых (Лист 40): "27 января 1959 г. вечером в 5 час дня на автомашине из пос. Вижай прибыла группа туристов в количестве 10 человек. С лыжами и вещами. Лыж у них было 10 и у каждого по рюкзаку".
Десять пар лыж с учетом Юдина. А без него - 9. После того, как от дятловцев отделился Юдин (см. Фото 4 ниже), он свои лыжи забрал с собой - об этом он рассказал в одном из своих интервью:
"Были ли в группе запасные лыжи, и, если Юрий Ефимович, сходя с маршрута, отдал свои, каким способом их (пару или две пары) собирались пронести по маршруту? На себе или волоком за собой?
ЮЮ: Я свои лыжи не отдавал, я на них вернулся обратно.
НАВИГ: Не на лошади?
ЮЮ: Нет. Лошадь везла мой рюкзак, т.к. там были еще и трубы. Лошадь шла шагом, я шёл за ней.
НАВИГ: Т.е. все знали, что ты вернулся?
ЮЮ: Да, все знали, там всего два дома."
А были ли у дятловцев в этом походе запасные лыжи? В своем интервью "Комсомольской правде" в 2012 году Юдин опроверг, что у дятловцев были какие-то "лыжные саночки":
- Юрий Ефимович, этот поход был многодневный. Вещей, еды брали много. Как распределялся груз между участниками? Кто, например, нес тяжелейшую палатку? Ведь она была рассчитана на десятерых человек! А еще были печка, топоры, ледорубы… Вы что-то везли на санках?
- (Смеется). Какие санки? Тогда еще не было у туристов такого изобретения. Все несли на себе. Палатку всегда тащил самый выносливый. В этом походе, возможно, ее нес Рустем Слободин. Он был самый спортивный из нас. Остальные тяжести распределялись среди других парней.
На саночки - это саночки. А запасные лыжи? По своему походному опыту скажу, что мы обязательно брали с собой в зимние походы хотя бы одну "манюню" - запасную укороченную лыжу. И такой же практики придерживались туристы в 1959 году.
И на некоторых кадрах на фотопленках "из архива Иванова" просматривается, что дятловцы тащили за собой на веревочке запасную пару лыж (см. Фото 5-7).
А значит, после того, как от группы отделился Юрий Юдин, у дятловцев осталось ДЕСЯТЬ пар лыж. Девять основных и одна запасная.
И все эти десять пар лыж чекисты оставили, когда устанавливали палатку на склоне горы Холатчахль: девять пар они положили под палатку, а одну воткнули в снег рядом с палаткой. И именно из них товарищ Масленников и взял ту пару лыж, которую он воткнул в свой фальшивый "лабаз".
P.S. Перечитал одно интервью с Юдиным. Да, все так и есть - Юдин полностью подтверждает мои выводы, что Масленников все лыжи дятловцев оставил в лагере и что их больше никто не видел (вопрос 23):
- Помните ли Вы, какие крепления были у лыж дятловцев, и какие были лыжи, взятые у палатки, которые Вы опознавали в начале марта? Куда они подевались потом? Знаете ли что - нибудь о лыжах дятловцев, на которых была установлена палатка, и лыжах, найденных у лабаза? Куда их потом дели? Их оставили военным или привезли в Свердловск?
- Лыжи у дятловцев все были полужесткие, солдатские. Они годились под любую обувь. Под сапоги, под ботинки, под валенки, и вот как раз Кривонищенко шел в валенках именно в этих креплениях, они были очень универсальные. Сейчас таких днем с огнем не сыщешь.
О лыжах дятловцев, на которых была установлена палатка, и лыжах, найденных у лабаза... Это я не мог видеть. Потому что я в то время на поисках не был. И эти лыжи были все со спортбазы Политехнического института, но обратно их не сдавали. Их там использовали поисковики по своему усмотрению, давали тем, кто был без лыж, поисковикам, например, солдатам- поисковикам. Еще этими лыжами отмечали местонахождения трупов. Т.е. они КАК БЫ ИСЧЕЗЛИ ИЗ ОБОРОТА.
Как говорится, "вопрос закрыт".