Предыдущая часть:
И в этой истории с "лабазом" меня всегда озадачивал этот момент: почему советская сволочь решила положить в "лабаз" именно эти вещи? Как объяснить этот выбор? Ведь список этих вещей очень странный.
Вещи в "лабазе"
В самом деле, давайте, уважаемые читатели, еще раз посмотрим, что Масленников положил в этот липовый "лабаз". И убедимся, какой странный выбор сделала эта советская сволочь.
Мандолина Кривонищенко. Очень странный выбор. Я сам в походы (правда, летние) несколько раз брал гитару (в кожаном чехле). И хотя я не был каким-то великим гитаристом, а моя гитара не представляла собой ничего особенного, я бы никогда не закопал ее в яме в лесу. Для меня гитара была чем-то вроде подруги, вещь нежная и хрупкая, которая скрашивала наши вечера во время похода - как и для туристов того времени (см. Фото 1-2 ниже).
А Кривонищенко это якобы сделал! Этот злодей якобы безжалостно закопал свою мандолину в снежной яме в лесу, хотя мандолина - чуть побольше балалайки и весит она не так много.
Лыжные крепления и "фонарик". "Фонарик" в "лабазе" представлял собой просто "2 батарейки, смонтированные с лампочкой для освещения". И этот "фонарик" и набор лыжных креплений (с ремнабором), я полагаю, Масленников положил "от себя" - для разнообразия набора вещей в "лабазе". Чтобы "хоть что-то положить".
Аптечка. Еще более странный выбор, чем мандолина. Аптечка у дятловцев в этом походе была только одна (ее оставил дятловцам Юра Юдин перед расставанием во Втором Северном). И вот уж что-что, а аптечка всегда должна быть под рукой. Тем более, что дятловцам предстояло пройти один из самых сложных участков маршрута, с восхождением на Отортен. И это при этом, что у Колеватова, судя по всему, уже было небольшое повреждение ноги.
Но дятловцы ее якобы оставили и закопали в "лабазе"! Хотя аптечка, столь нужная и необходимая вещь, весит не так много и занимает в рюкзаке не так много места.
И поэтому Иванов, понимая, насколько нелепо выглядит аптечка в "лабазе" (он был человеком очень неглупым и хитрым), в свой "Протокол обнаружения лабаза" от 2 марта аптечку не записал - о том, что в "лабазе" была аптечка, "проговорился" Масленников во время своего "допроса":
"В лабазе были обнаружены продукты 19 наименований общим весом 55 кг. По туристским нормам – 1200 гр. сухих продуктов в день на человека, этот запас обеспечивал 6-7 дней похода. Лабаз был устроен очень надежно и в нем находились дрова для ночевки на обратном пути. В лабазе помимо продуктов был груз, который являлся лишним при восхождении – запасные лыжи 1 пара, запасные ботинки – 2 пары, мандолина, аптечка (медикаментами группа была обеспечена очень хорошо)".
Что аптечка была в "лабазе", в этом сомнений нет: в т.н. "Второй тетради" Масленников аккуратно переписал все вещи, найденные в "лабазе". Ведь Масленников присутствовал при разборе "лабаза" и его подпись стоит в "Протоколе обнаружения лабаза". И в этом списке Масленникова аптечка присутствует (см. Фото 3 ниже).
Почему Масленников "проговорился" про аптечку - тоже вполне понятно. Ради последней фразы: "Медикаментами группа была обеспечена очень хорошо". Дескать, в нашем туристическом хозяйстве с этим все строго, следим, и у группы Дятлова с медикаментами тоже все было в порядке. Задницу свою (и других членов Маршрутной комиссии) товарищ Масленников прикрывал, поэтому и "проговорился" про аптечку в "лабазе".
Ледоруб. С ледорубом ситуация совсем странная. Странная, во-первых, опять же тем, что Масленников решил его положить в "лабаз" - ведь дятловцы шли к Отортену, им там нужно было заложить записку, и ледоруб им ой как мог пригодиться.
А во-вторых, тем, что ни в "Протоколе" Иванова, ни в показаниях Масленникова, ни даже в списке Масленникова в его "Тетради" (см. Фото 3 выше) ледоруб не упоминается. Однако в "Протоколе осмотра вещей" в списке вещей, доставленных из "лабаза", ледоруб присутствует (см. Фото 4 ниже).
Как все это понимать? Ледоруб у дятловцев был - у Семена Золотарева: на некоторых фото он торчит из его рюкзака, и ледоруб виден на фото с Рустемом Слободиным, позирующим в сожженной фуфайке (см. Фото 5-6 ниже).
Однако, как мы знаем, еще один ледоруб инсценировщики услужливо положили перед палаткой, и когда Слобцов и Шаравин "нашли" палатку, они воспользовались этим ледорубом для разгребания снега с палатки. И позднее этот ледоруб опознан не был.
И, видимо, Иванов и Масленников, посовещавшись, пришли к консенсусу, что два ледоруба - это уже многовато, и ледоруб из "лабаза" (очевидно, Золотарева) лучше нигде не упоминать - ни в "Протоколе", ни в показаниях.
Теплые ботинки Игоря Дятлова. Пожалуй, единственная вещь в "лабазе", которая смотрится более-менее разумно: тащить на Отортен обычные ботинки особого смысла не было, вполне можно оставить в "лабазе".
Лыжные ботинки 41-го размера. А вот с этими лыжными ботинками, как я отмечал ранее, советская сволочь опять же довольно сильно намудрила. Ботинки эти, судя по всему, принадлежали Юре Кривонищенко: в "Протоколе опознания вещей" указано, что на склад УПИ были сданы только восемь пар ботинок - все, кроме ботинок Кривонищенко (см. ссылку ниже). И, видимо, именно Кривонищенко принадлежали лыжные ботинки 41-го размера, которые советская сволочь отложила специально для "лабаза".
Но то, что в палатке оказалось только восемь пар лыжных ботинок, другую советскую сволочь (Темпалова) весьма смутило - Темпалов решил, что это какой-то "косяк". И Темпалов в своем "Протоколе обнаружения места стоянки туристов" от 28 февраля, немного подумав, решил на всякий случай записать, что в палатке было девять пар ботинок (см. ссылку ниже):
"Палатка растянута на лыжных палках, закреплена веревками, на дне палатки разосланы 9 рюкзаков с разными личными вещами участников группы, посланы сверху телогрейки, штурмовки, в головах 9 пар ботинок".
Хотя в радиограммах Масленникова и Неволина, а также в показаниях Масленникова, повторюсь, четко говорится о восьми парах лыжных ботинок, найденных в палатке.
Откуда же у этой советской сволочи возникла такая неразбериха и переполох по поводу количества ботинок в палатке? Оттуда, что Масленников 28 января прекрасно знал, что одну пару ботинок (Кривонищенко) "отложили" для того, чтобы положить их в "лабаз". А Темпалова об этом предупредить забыли. И поэтому товарищ Темпалов решил, что это какой-то "косяк". И, "усердия ради", написал в своем "Протоколе", что ботинок в палатке было 9 пар. И по этой же причине советские товарищи, принимавшие радиограмму Неволина, стали переправлять "восемь пар ботинок" на "восемь партбилетов".
Однако позднее товарищу Темпалову объяснили, что это никакой не "косяк", а что "так и задумано". И поэтому в своем "допросе" от 18 апреля товарищ Темпалов меняет свои показания и - вопреки тому, что он сам же записал в своем "Протоколе" - уже говорит, что в палатке было восемь пар ботинок (см. ссылку ниже):
"В палатке было найдено 9 рюкзаков, 9 пар лыж, из них все они находились под дном палатки, 8 пар ботинок, 3,5 пары валенок".
Лыжи. Но самая большая неразбериха и переполох у этой советской сволочи, конечно, произошли из-за лыж.
У дятловцев в этом походе было десять пар лыж: девять основных, и одна запасная (см. ссылку ниже).
И во время инсценировки советская сволочь все эти десять пар лыж оставили у палатки: девять пар лыж они положили под палатку, а одну положили около палатки. Хочу это подчеркнуть: десятую пару они именно положили у палатки, никаких растяжек от палатки на этих двух лыжах не было, а позднее эту пару лыж поисковики воткнули у входа в палатку - это ясно следует из показаний и воспоминаний Шаравина, Слобцова и других поисковиков. То есть эту палатку советская сволочь толком не устанавливала: просто закрепили боковины палатки с помощью лыжных палок (сломав для этого пару лыжных палок), еще на одну палку они поставили южный конек, и присыпали палатку сверху снегом, чтобы ее не унесло ветром. В состоянии, пригодном для ночевки (или чтобы в нее можно было хотя бы залезть), эта палатка никогда не находилась - она с момента "установки" находилась примерно в том же состоянии, в каком ее "нашли" поисковики (и в каком мы ее видим на известном фото).
И Масленников в своей радиограмме сообщил о 10 парах лыж. И в своих "показаниях" он тоже четко говорил о 10 парах лыж: девяти под палаткой и одной у палатки:
"В палатке Дятлова было 9 рюкзаков, 10 пар лыж, из них 9 пар под дном палатки, 8 пар ботинок, 3,5 пары валенок (7 шт.), несколько телогреек и другое имущество. Когда осмотр палатки был окончен, то ее волоком перетащили к вертолетной площадке на расстояние метров 600-700".
А в "лабазе"? С той парой лыж, которую Масленников воткнул в "лабаз", получалось уже 11 пар лыж. Многовато.
Видимо, Масленников решил воткнуть одну пару лыж в свой "лабаз" уже после того, как он отослал эту радиограмму. Откуда он взял эту пару лыж для "лабаза"? Да вот из тех же лыж, что были под палаткой и около нее, и взял: Темпалов, когда улетал с перевала 28 февраля, все лыжи (и лыжные палки) оставил в распоряжении Масленникова. И Масленников решил одну из этих пар лыж дятловцев воткнуть в свой "лабаз" - чтобы как-то его обозначить, и чтобы как-то "объяснить", как этот "лабаз" "нашли" (см. ссылки ниже).
Что же касается Темпалова, то он, обнаружив под палаткой и около нее 10 пар лыж, снова решил, что это какой-то "косяк" и что одна пара лыж "лишняя" (что туристы берут в походы запасную пару лыж, Темпалов не знал). Темпалов, надо заметить, и вообще был немного туповат, к тому же бывший артиллерист. Дятловцев сколько было? Девять. Поэтому и пар ботинок должно быть девять (а не восемь). И пар лыж тоже должно быть девять (а не десять). И Темпалов, не стесняясь, рисовал в своем "Протоколе" то количество ботинок и лыж, которое, как он полагал, является "правильным".
И поэтому он, "усердия ради", одну пару лыж "убрал", и записал в своем "Протоколе", что под палаткой было только восемь пар лыж (а не девять). Плюс одна пара у палатки, всего - девять пар лыж. По количеству дятловцев:
"Место ночлега представляет из себя площадку, выравненную от снега, на дне которой уложены 8 пар лыж".
А в "штабе поисковых работ" по тем же причинам (от испуга, решив, что 10 пар лыж - это "косяк") в радиограмме Масленникова десять пар лыж переправили на "10 пар белья".
В результате у этих советских товарищей снова возникли "серьезные разногласия" относительно того, сколько было лыж под палаткой и у нее. И чтобы убрать эту очевидную разноголосицу, Темпалов во время своего "допроса" от 18 апреля снова изменил свои показания, и уже утверждал, что под палаткой было все-таки девять пар лыж (плюс еще одна рядом с палаткой):
"Палатка была растянута на лыжах и палках, забитых в снег"...
"В палатке было найдено 9 рюкзаков, 9 пар лыж, из них все они находились под дном палатки".
В общем, советские товарищи с этими лыжами снова намудрили и сами запутались, и в итоге, чтобы этот "фокус" Масленникова с парой лыж, которую он воткнул в "лабаз", не обнаружился, они решили все лыжи дятловцев (как и лыжные палки) вообще убрать подальше - и все они исчезли, и на склад УПИ (в отличие от ботинок) возвращены не были (см. ссылку ниже).
Но откуда же и почему у этой советской сволочи возникла вся эта неразбериха с лыжами и ботинками? И почему Масленников положил в свой "лабаз" такой странный набор вещей? Об этом далее.
Продолжение: