Найти в Дзене

О злоключениях советской вареной колбасы. Перевал Дятлова. - 24

Предыдущая часть:

Что ж, уважаемые читатели, мы с вами проследили всю историю появления липового "лабаза" в верховьях Ауспии - с момента возникновения у Иванова и Масленникова самого замысла соорудить этот липовый "лабаз" до момента реализации этого замысла. И это позволило нам прояснить множество "странностей" и "загадок" во всей этой истории - от фонарика на полотне палатки, найденного Слобцовым и Шаравиным 26 февраля, до всей этой чехарды с лыжами, лыжными ботинками и ледорубами, которую мы находим в материалах "уголовного дела" и над которой вот уже много лет ломают головы десятки (если не сотни) "дятловедов".

И нам осталось лишь прояснить еще несколько важных моментов, связанных непосредственно с сооружением этого липового "лабаза" 1 марта и с его "обнаружением" 2 марта.

Зачем Масленников положил в "лабаз" вареную колбасу?

Мой небольшой коллаж. Товарищ Масленников (справа) у липового "лабаза" 2 марта.
Мой небольшой коллаж. Товарищ Масленников (справа) у липового "лабаза" 2 марта.

И теперь мы снова возвращаемся к вопросу, с которого мы начали данную часть нашего расследования - к вопросу с вареной колбасой. Ранее я привел абсолютно неопровержимое, почти строго-математическое доказательство, что ни дятловцы, ни кто-либо другой (мансюки, охотники, какая-то другая туристическая группа) положить в этот "лабаз" четыре килограмма вареной колбасы никак не могли (см. ссылки ниже).

Доставить вареную колбасу на перевал можно было только из Свердловска: только там находился мясокомбинат (еще несколько цехов располагались в ближайших городах), производивший вареную колбасу и другие "мясные изделия" для всего Свердловска и всей Свердловской области. И только по воздуху, вертолетом: доставить вареную колбасу от Свердловска до перевала каким-то другим способом было невозможно из-за сроков хранения советской вареной колбасы. И, конечно же, колбасу, которую Масленников положил в свой липовый "лабаз", доставили на перевал точно таким же способом - вертолетом. Доставили в качестве провизии для лагеря поисковиков - как и все прочие продукты, которые Масленников положил в свой "лабаз".

У поисковых групп, заброшенных в различные "районы поисков" (у группы Слобцова, у группы капитана Чернышева - группу Карелина забросить "не успели", и они прибыли на перевал из Ивделя), был с собой небольшой запас продовольствия - на 5-7 дней. Из показаний капитана Чернышева:

"В мою группу входили: капитан Власов, старшина Сидоров, ст. сержант Верховский и вольнонаёмный Яблонский. Все эти товарищи не раз жили в тайге, все охотники, следопыты. Все продовольствие было взято на 7 суток".

И уже 27 февраля на перевале оказалось около 25 человек (см. ссылку ниже). А 3 марта туда должна была прибыть группа саперов во главе с лейтенантом Авенбургом из 7 человек. А 4 марта туда прибыла группа вертухаев Ивдельлага из 10 человек во главе с лейтенантом Потаповым. И всю эту толпу здоровых мужиков нужно было чем-то кормить, кормить каждый день, кормить нормально, а не по одному разу в день.

И поэтому первое, чем, как руководитель лагеря поисковиков, озаботился товарищ Масленников после того, как лагерь поисковиков был 27 февраля разбит в верховьях Ауспии - это обеспечением лагеря поисковиков достаточным количеством продовольствия.

И уже 27 февраля в своей тетради Масленников делает соответствующую запись:

"Группу снабдить необходимым снаряжением для ночлега, питанием и средствами д/поисков. В случае необходимости недостающее снаряжение и питание доставлять вертолетами".

А 28 февраля он, готовя текст своей радиограммы, оставляет в "тетради" следующую запись:

"Погода горах очень хорошая зпт Если полетит вертолет Аксельродом пошлите концентратов каш перловой гречневой по 10 килограмм так как привезенные семилетней давности".

То есть первую партию продовольствия в лагерь поисковиков на вертолете доставили уже 28 февраля. И у Масленникова уже 28 февраля были в наличии продукты, которые он мог положить в свой липовый "лабаз".

Но зачем Масленников положил в "лабаз" четыре килограмма вареной колбасы? Почему он положил в "лабаз" такой дурацкий набор вещей дятловцев - этот вопрос мы прояснили: что Чеглаков вытащил из палатки, то Масленников в свой "лабаз" и положил. Но вареную колбасу-то он зачем положил?

Объясняется все это также очень просто. Дело в том, что в спортивном туризме были разработаны специальные нормы (скорее рекомендательного характера) о том, какое количество продуктов (и калорий) требуется каждый день на одного туриста. При этом было важно не только то, чтобы продуктов на поход было достаточно по количеству, но и чтобы набор продуктов был достаточно разнообразным. В самом деле, ведь если питаться весь поход (в течение двух недель или даже больше), например, одной гречневой кашей с тушенкой, то к концу похода от этой каши туристов будет уже просто тошнить.

И Масленников, как опытный турист и руководитель Маршрутной комиссии, конечно, об этих нормах, принятых в спортивном туризме, прекрасно знал. В том числе о норме, согласно которой в номенклатуру продуктов во время похода должно входить не менее 19-20 разнообразных продуктов (включая соль, сахар, чай или кофе). И поэтому в свой "лабаз" он постарался положить как можно больше разных продуктов. Масленников не мог положить в свой "лабаз" 55 килограммов гречки, только гречку. И вместо 4 кг тушенки положить 8 кг он не мог. И вместо 3 кг корейки положить целых 7 кг он тоже не мог. Масленникову в этот "лабаз" нужно было положить не просто достаточно приличный по количеству (по весу) набор продуктов, но набор из разных продуктов. И в свой "лабаз" он положил "всего понемногу" - из тех продуктов, которые к тому моменту уже находились в лагере поисковиков. Включая 4 кг вареной колбасы.

Из показаний Масленникова:

"В лабазе были обнаружены продукты 19 наименований общим весом 55 кг. По туристским нормам – 1200 гр. сухих продуктов в день на человека, этот запас обеспечивал 6-7 дней похода".

На самом деле, Масленников и здесь немного приврал: в "Протоколе" Иванова и в "Тетради" Масленникова указано не 19 наименований продуктов, а только 16. Общим весом в 55 кг. Из "Протокола" Иванова от 2 марта:

"1. Молоко сгущенное 2,5 кг.
2. Мясо консервы в банках 4 кг.
3. Сахар - 8 кг.
4. Масло сливочное - 4 кг.
5. Колбаса вареная – 4 кг.
6. Соль – 1,5 кг.
7. Кисель-компот - 3 кг.
8. Каша овсяная и гречневая 7,5 кг.
9. Какао 200 г.
10. Кофе - 200 г.
11. Чай - 200 гр.
12. Корейка - 3 кг.
13. Сухое молоко - 1 кг.
14. Сахарный песок - 3 кг.
15. Сухари - 7 кг и Лапши - 5 кг."

То есть даже с вареной колбасой номенклатура продуктов в "лабазе" не дотягивала до тех норм, которые были приняты в спортивном туризме. Хотя Масленников положил всего понемногу из того, что на тот момент было в лагере поисковиков.

Конечно, то, что он положил в свой липовый "лабаз" 4 кг вареной колбасы, было большой глупостью, еще одной очень грубой ошибкой Масленникова и Иванова при сооружении этого липового "лабаза". Но товарища Масленникова понять можно: у него и без того "голова кругом шла". Ему нужно было обустроить лагерь поисковиков, обеспечить лагерь снабжением, всех разместить, всех записать, организовать "поисковые работы" и регулярно отсылать и принимать радиограммы в штаб "поисковых работ". Да еще при этом спешно (и незаметно от поисковиков) стащить одну пару лыж для своего "лабаза" и так же незаметно от поисковиков этот "лабаз" соорудить. У кого угодно голова кругом пойдет! А подсказать товарищу Масленникову, что с вареной колбасой он сильно погорячился, и что дятловцам доставить вареную колбасу на вертолете никак не могли и тащить ее дятловцам пришлось бы до перевала от самого Свердловска и вряд ли они тащили бы ее до самого перевала (если бы она у них была) - подсказать все это товарищу Масленникову было некому.

И в итоге во всей этой истории товарищ Масленников, положив в "лабаз" четыре килограмма вареной колбасы, допустил еще одну чудовищную, грубейшую, ошибку. Так что одна только эта вареная колбаса в "лабазе", в сущности, является совершенно неопровержимым доказательством того, что этот "лабаз" - липовый. Не говоря уже обо всем остальном.

Продолжение: