Найти в Дзене
FinBuilding

Великая налоговая реформа началась.

Оглавление

Минфин внес в Кабмин пакет поправок по совершенствованию налоговой системы.

О грядущих изменениях

Минфин предлагает, Госдума одобряет:

1. Минфин предлагает сохранить НДС на текущем уровне, чтобы не провоцировать рост инфляции.

Ожидаемая мера. НДС вносит существенный вклад в стоимость товаров, так что его изменение в большую сторону напрямую отразилось бы в инфляции.

2. Минфин предлагает установить ставку НДФЛ:

2.1 На уровне 18% для годового дохода от 5 до 20 миллионов рублей.

2.2 На уровне 20% для годового дохода от 20 до 50 миллионов рублей, свыше 50 миллионов рублей - 22%.

2.3 Также. Минфин предложил снизить порог годового дохода для применения повышенной ставки НДФЛ в 15% с 5 миллионов до 2,4 миллионов рублей.

В итоге имеем следующую картину:

-2

Тут важно отметить следующие моменты:

2.4 Повышенным НДФЛ планируется облагать только разницу в доходах, превышающую порог отсечения.

Например, заработали 6 миллионов рублей: заплатили 13% с 2,4 миллионов рублей, 15% с 2,6 миллионов и еще 18% с 1 миллиона.

Иными словами, подразумевается, что при совокупном заработке гражданина, например, в размере 6 миллионов рублей в год, до вычета НДФЛ работодатель в качестве налогового агента будет отчислять 13%, пока доход работника не достигнет 2,4 миллиона рублей с начала года, 15% с части дохода между 2,4 и 5 миллионами рублей и 18% с части дохода выше 5 миллионов рублей.

2.5 Минфин предлагает сохранить режим самозанятости и ставки налогов по нему.

2.6 Доходы участников СВО не попадут под повышенную ставку НДФЛ.

Это то, что касается физиков.

3. Что касается малого бизнеса:

3.1 Минфин предлагает увеличить порог УСН по доходам до 450 миллионов рублей, по основным средствам - до 200 миллионов рублей.

3.2 Минфин предлагает снизить тарифы страховых взносов свыше МРОТ с 15% до 7,6% для МСП в обрабатывающих секторах.

4. Теперь, что касается в принципе налогов на бизнес:

4.1 Минфин предлагает повысить налог на прибыль с 20% до 25%.

Как покажу далее - это наиболее ощутимое изменение, которое, как ожидается участниками рынка, и внесет основной вклад в рост инфляции.

Аналитики уже посчитали, что рост налогового бремени на 5 п.п. приведет к тому, что компании недосчитаются около 6,3% прибыли. У этого явления будет несколько последствий:

  • Первое заключается в том, что компании и, в частности, производители, могут начать повышать отпускные цены на свою продукцию.

Многие переживают, что это окажет существенный вклад в инфляцию. Лично я так не думаю:

Во-первых, данное возможное повышение цен будет носить разовый характер.

Во-вторых, оно не будет одномоментным, а будет размазано во времени - кто-то начнет повышать цены уже в этом году, заранее готовясь к изменениям, другие только по факту начала действия нового налогового режима, в 2025 году.

В-третьих, 2023 является высокой базой с точки зрения инфляции. В 2024 уже произошло снижение инфляции, и хотя она еще держится на высоких уровнях - будущий вклад от повышения цен будет сглаживаться уже средней базой текущего момента.

В общем, тут я не думаю, что вклад в рост инфляции будет сильным и мы увидим резкий скачок с около-текущих значений.

В-четвертых, производители и посредники могут повышать цены, но способность населения кредитоваться, а значит потреблять, при 16-ой ставке ЦБ снижается, так что в итоге потребители не смогут потреблять подорожавшие товары и услуги в прежнем объеме.

В-пятых, с условием четвертого пункта мы в принципе можем получить закрытие ряда производств и компаний, то есть более жесткие рыночные условия могут сдержать рост цен.

Ни о какой гиперинфляции речи в принципе не идет. Вообще, гиперинфляция многими понимается неправильно, как некий быстрый рост цен, который невозможно остановить.

В экономической и финансовой среде принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50%, а дальше уже идут различные интерпретации степени тяжести.

В современной экономике загродительно высокая ставка ЦБ решает данную проблему через спад кредитования как населением, так и производителями.

  • Второе проявление роста налога на прибыль на 5 п.п. - это уменьшение дивидендов публичных компаний, торгующихся на бирже.

Компании, акции которых торгуются на Мосбирже, по итогам 2024 предварительно заработают около 10 триллионов рублей чистой прибыли. С учетом роста налога - инвесторы потенциально могут недосчитаться 600-650 миллиардов рублей дивидендов. Таково мнение аналитиков.

И хотя фокус мышления в целом верный, есть нюансы:

Во-первых, прибыли компаний то же растут, а потому выпадающий доход может покрываться приростом в номинале.

Во-вторых, единичные компании направляют на дивиденды 100% чистой прибыли. В среднем коэффициент выплат составляет от 25% до 75%.

Таким образом, компании могут: а) увеличить коэффициент выплат и б) компенсировать выпадающую часть дивиденда ростом чистой прибыли, то есть меньше списывать в расходы и/или инвестиционную программу.

  • Но есть и третье проявление, которое может быть, а может не быть - компании могут, напротив, начать занижать чистую прибыль и больше выручки списывать в расходы.

Этот сценарий является негативным как для государства (выпадающая часть налогов), так и для акционеров/инвесторов, так как больше денег будет уходить в карманы в обход миноритариев.

Конкретные примеры этого я приводил в своем закрытом Telegram-канале, в публичной плоскости Дзена пока их озвучивать не буду.

4.2 Минфин предлагает увеличить с 1,5 до 2 коэффициент на проведение НИОКР для компаний при подсчете расходов.

Чтобы больше инвестировали в исследование и разработки.

А также, Минфин предлагает не менять налоговую нагрузку для отраслей с соотношением капитальных вложений к выручке более 20%.

Эти два пункта, по сути - лазейки. Причем результат их применения также неоднозначен:

С одной стороны, мы можем получить рост вложений в НИОКР и "стройку" "мощностей" (создание активов), которые в итоге позволят создавать новые продукты с добавленной стоимость, что в итоге выльется в рост выручки и прибыли.

С другой стороны, как уже сказал, компании могут просто списывать выходящий из выручки денежный поток в капекс и НИОКР, без фактических капексов и НИОКРов.

Особенно интересно эта мера звучит на фоне многочисленных заявлений о нехватке рабочей и прежде всего высоко квалифицированной рабочей силы. Если некому заниматься тем же НИОКРом или стоять за условным станком на новом производстве - второй стол, третий шкаф и более комфортабельное кресло в лаборатории никак к росту прибыли не приведут, но изымут ее у акционера.

4.3 Минфин предлагает сохранить неизменными условия для компаний в различных префернциальных режимах (IT, особые экономические зоны, агросектор, и т.д.)

Тут все еще пока решается. ГосДума, например, хочет поднять налоги с нулевых до хотя бы 5% на IT. Но с высокой вероятностью те, кто прежде пользовался налоговыми преференциями - продолжат ими пользоваться, пусть даже на чуть более жестких условиях.

4.4 Минфин предлагает отменить курсовые экспортные пошлины с 1 января 2025 года, но на замену им повысить НДПИ на производство калийных удобрений в 2,3 раза, фосфорных в 2 раза, и ввести акциз на газ для производства аммиака. А также увеличить НДПИ при добыче железной руды в 1,15 раза.

С одной стороны, от этой меры выиграют компании, которые сильнее всего пострадали от пошлин, например - НорНикель. С другой стороны, пострадают прибыли таких компаний, как НЛМК, Северсталь, Фосагро и Акрон, да и многие другие.

Масштаб влияния надбавки по НДПИ не такой большой, как может показаться - в пределах 5% Ebitda обозначенных компаний. Но приятного мало.

4.4 Наконец, Минфин предлагает налоговую амнистию за 2022-2024 года предпринимателям, добровольно отказавшимся от дробления бизнеса с 2025 года.

5. Инвестора и вкладчики:

5.1 Минфин предлагает установить НДФЛ на дивиденды и доход по вкладам в 13% при сумме до 2,4 миллионов рублей, и 15% при сумме свыше 2,4 миллионов рублей (прежде пороговое значение составляло 5 миллионов рублей).

5.2 Минфин предлагает на бессрочной основе продлить возможность применения инвестиционного налогового вычета (видимо, имеются в виду ИИС и ЛДВ).

В целом, хотят стимулировать людей к долгосрочным накоплениям. В случае ИИС, с которого пока нельзя получать купоны и дивиденды на банковский счет, считаю эту меру ловушкой.

6. Иные сферы:

6.1 Семьям с двумя и более детьми и душевым доходом ниже 1,5 прожиточных минимумов будет предложен налоговый вычет для снижения их НДФЛ до 6%.

6.2 Налог на продажу объектов недвижимости до суммы в 2,4 миллиона рублей предлагается сохранить на уровне 13%, выше нее - установить на уровне 15%.

Но тут и далее будут работать старые механизмы со сроком владения и прочими условиями, обнуляющими или снижающими налог. Меняется сумма, не меняются условия.

6.3 Минфин предлагает ввести налоговые вычеты по НДФЛ для граждан при сдаче нормативов ГТО и ежегодной диспансеризации.

--------

Налоговые поправки должны быть приняты в весеннюю сессию и вступить в силу с 1 январе 2025 года.

Предлагаемые налоговые изменения, по мнению Минфина, не коснутся большинства граждан, затронут лишь 3,2% работающего населения.

--------

Что в итоге?

Продолжая в том числе тему вклада новых налогов в инфляцию и в целом комментируя экономическую ситуацию, в Telegram-канале я уже писал, что налоги изымают денежные средства из экономики.

С 2022 мы имеем новый бюджетный импульс, в рамках которого, как вы вероятно знаете, растет денежная масса. Основой для этого импульса является бюджет, а бюджет Минфин сверстывает исходя из потребностей экономики и покрывает как за счет доходов, так и за счет заимствований на долговом рынке.

Сейчас, как мы опять же знаем, бюджетный дефицитный, в основном за счет резкого роста финансирования сектора ВПК. Этот дефицит покрывается заимствованиями, что и привело в 2023 году к ускорению роста денежной массы.

Налоги составляют доходную часть, а потому изымают из экономики часть денежной массы. Да, по итогу эти же деньги будут снова направлены в экономику и даже снизят дефицит бюджета в 2026 году, но их возвращение в экономику будет растянуто на долгий период мелкими порциями, так сказать.

Самая весомая статья пополнения бюджета - это повышение налога на прибыль с 20% до 25%. В сумме это может дать около 1,6 триллиона рублей в следующем году, что более чем достаточно, чтобы покрыть новые расходы в социальную инфраструктуру.

Больше налогов станет платить малый и средний бизнес из-за ужесточения условий по упрощенной системе налогообложения (УСН) - это еще порядка 0,3 триллиона рублей.

Население с высокими доходами тоже не останется в стороне и поможет бюджетной системе на 0,5 триллиона рублей за счет введения прогрессивной шкалы налогообложения.

Если добавить повышение отдельных акцизов и прочие корректировки, в сумме бюджет может получить дополнительные 2,6 триллиона рублей в 2025 году.

Впрочем, нет уверенности, что эти 2,6 триллиона в итоге пойдут на закрытие дефицита бюджета. Минфин вполне может увеличить расходную часть на сопоставимый размер, если это потребуется.

Что я обо всем этом думаю?

О том, что налоги могут стать альтернативным решением текущих проблем - я писал еще в 2022 году, когда все задавали вопрос про национализацию активов (если помните, тогда эту байку крутили все популисты, иноагенты и прочие хайпожоры).

Для меня лично это не стало неожиданностью. Более того, повышение налогов - это половина процесса. Вторая половина дела в том, чтобы поднять собираемость налогов, а именно - вывести из серой зоны тех, кто налоги вовсе не платит или мухлюет.

С инвестиционной же точки зрения я считаю, что изменения не будут носить какого-то тяжелого характера, за исключением сказанного выше о капексах и затратах на исследования и разработки. Здесь хочется верить, что большинство компаний будут вести себя порядочно и в интересах всех акционеров.

Что касается остальных последствий, то я предпочитаю дождаться уже конкретных данных - ответа управленцев/менеджмента отдельных компаний или финансовых отчетов уже за 2025 год.

На текущий момент остается много пробелов, гадать о природе которых бессмысленно. Например, в большинстве компаний мы не знаем всей модели налогового режима, так как в каждую группу входит ряд компаний, а у "материнской" компании в структуре "дочерние" предприятия, которые внутри одного целого могут быть поделены на разные сферы.

На текущий момент мы можем быть уверены только в том, что будет процесс оптимизации. И вот каким он будет - я предпочитаю дождаться и увидеть.

Благодарю, что читаете.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.