Найти тему
DM_812

Что там в ОСК? Эффективные менеджеры. Костин: это путь в никуда. 3.2 млрд от правительства на Востоке и новая верфь Западе.

Аудит ОСК ещё не закончен, но уже сейчас абсолютно понятно насколько далеки были решения и действия предыдущего руководства от понятия "эффективное управление". Почему так? Ответ на этот вопрос можно искать в области компетенций и философии. Адресуя его и надзорно-контролирующим органам. Вопрос, что дальше?

Глава ВТБ, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Костин дал развёрнутый комментарий о том, с каким наследством его структурам приходится иметь дело и какую цель они перед собой ставят.
Базовых проблемы, как оказалось, две. Первая - убыточность проектов. При этом речь не о заниженной себестоимости, как таковой, а о неэффективном выстраивании процессов производства. Отсутствия новых технологий на верфях, позволяющих оптимизировать издержки при высокой производительности и качестве выполняемых работ.
Эту проблему решали заимствованиями бюджетных средств.

"Создавать убытки, а потом выколачивать деньги у правительства РФ, чтобы закрывать дыры, — это путь в никуда". А. Костин.

В современных экономических реалиях такой подход заведомо тупиковый. Особенно, когда речь идёт об исполнении частных заказов. Как в случае с рыболовным флотом. Не будь правительством РФ запущена инвестиционная программа "Квоты под киль" - едва ли российские рыбодобывающие компании размещали бы заказы на постройку судов на российских верфях.
Решение правительства должно было стимулировать развитие отрасли. Но в ОСК явно не спешили перестраивать работу. Хотя и наладили строительство современных судов.

Генеральный директор ОСК Андрей Пучков слева. Заместитель и статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов справа.
Генеральный директор ОСК Андрей Пучков слева. Заместитель и статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов справа.

О второй проблеме красноречиво говорил статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов на пленарной сессии посвящённой развитию промышленного рыболовства. На которой я присутствовал лично пару месяцев назад.
Современное судно буквально напичкано различными системами, навесным оборудованием, приборами и тд. Практически всё это в ОСК закупали у зарубежных (
главным образом Западных) компаний. В тот период времени, когда это было легко. И даже в тех случаях, когда есть и свои аналоги выбор всегда был в пользу зарубежных. Разделив ответственность за такой подход, он обобщил его общей фразой:

"Аурус, конечно, наш. Но Мерседес роднее".

После того, как западные санкции свели на нет возможности таких коопераций, в ОСК не спешили предпринимать какие-то действия. Поскольку "делать выводы" уже было поздно.
Собственно, эти две причины и легли в основу решения смены руководства ОСК. Почему прежнее руководство не понесло реального наказания и ответственности... оставлю этот вопрос компетентным органам. Возможно, дойдёт и до этого.

ОСК представила на конференции ЦИПР цифровую модель судна на базе отечественного программного обеспечения. Генеральный директор ОСК Андрей Пучков выступил на пленарной сессии конференции "Цифровая индустрия промышленной России" и рассказал о результатах работы индустриального центра компетенций "Судостроение" по разработке тяжелого судостроительного САПР.
ОСК представила на конференции ЦИПР цифровую модель судна на базе отечественного программного обеспечения. Генеральный директор ОСК Андрей Пучков выступил на пленарной сессии конференции "Цифровая индустрия промышленной России" и рассказал о результатах работы индустриального центра компетенций "Судостроение" по разработке тяжелого судостроительного САПР.

Задача нынешнего руководства привести существующую бизнес-модель в соответствие с экономическими реалиями. В условиях мировой конкуренции.

"Я за 8 месяцев объездил все эти предприятия. Это как экскурсии в исторический музей: "Вот это построено при царе таком-то, это — при императоре таком-то" // А. Костин

Необходимость в постройке новой современной верфи назрела давно и похоже ВТБ готовы реализовать этот проект.

"Чтобы строить крупнотоннажный гражданский флот, нужны другие глубины, в Неве так не разойдешься. Жизнь заставляет двигаться. Но Питер хорош как база, все равно Питер или рядом с Питером, потому что здесь, например, вузы – трудовой потенциал, даже целые династии, – это, конечно, надо использовать."

Предположу, что такой объект мог бы появится в том месте, где планировали строить Универсальный перегрузочный комплекс (УПК) рядом с терминалом Транснефть в Приморске.

Комплекс планировали закончить ещё в 2021 году, но строительство его так и не началось. Об отказе официально не говорят, но на фоне динамично развивающейся Усть-Луги. Очевидно, что проект "буксует" и дело не в протестах местного населения и подхвативших "горячую тему" экоактивистов.
При этом условия позволяют построить в этом месте современную судоверфь. Кстати, слухи о её появлении в этих краях ходили ещё с 90-х. Всё потому, что в период Российской Империи эти места как раз и славились своими верфями. Конечно, совершенно в других масштабах.
Посмотрим, как пойдёт, но с моей точки зрения - это наиболее логичное место в существующих реалиях.

«В центре Петербурга три большие верфи, будем их модернизировать, что-то перестраивать, что-то переводить. Планы уже намечены, но мне хочется сначала их утвердить в правительстве, у президента. Я думаю, начнем с глобальной модернизации Северной верфи, она дальше от исторического центра», – рассказал Андрей Костин

Так или иначе, но судостроение из Петербурга никуда не уйдёт. Однако! По поручению Президента Правительство продолжает системную работу, направленную на поддержку дальневосточной судостроительной промышленности и обновление судов рыбопромыслового флота. На завершение строительства семи судов-краболовов на верфях Дальневосточного федерального округа из резервного фонда кабмина выделено более 3,2 млрд рублей. Такое распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

-5

Мне довелось присутствовать при обсуждении этой темы с участием Камчатского губернатора, в ходе одного из пленарных заседаний по теме развития рыбопромышленной отрасли.
Здесь отмечу два ключевых момента. Основной объём промысла приходится на Дальний Восток и Камчатку в частности. Целесообразность строительства судов непосредственно в регионе эксплуатации, кажется, очевидной. Но проблема в себестоимости. Логистика, инфраструктура, уровень зарплат, стоимость энергии и тд. Всё это с точки зрения рентабельности не в пользу Дальнего Востока. И бизнес, естественно, неохотно ввязывается в такую историю. Нужен толчок, который бы запустил этот процесс.
Правительство этот толчок даёт.
Схема выглядит следующим образом. Рыбодобывающим компаниям, которые разместят (
размещают) заказы на Дальневосточных верфях компенсируют издержки связанные с увеличением стоимости заказа.

«Всего в течение трёх лет со стапелей должны сойти 13 таких краболовов, а эти средства помогут ускорить спуск на воду для 7 из них», – отметил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 27 мая, поручив Минпромторгу довести выделенные ассигнования до судостроителей как можно скорее.

А судостроительные компании обязуют инвестировать средства в развитие предприятий и приведение их в соответствие с современными стандартами судостроения. Таким образом рыбопромышленные компании получат суда по рыночной стоимости. А регионы развитие (а в случае с Камчатским краем и создание новой) отрасли.

Спасибо за внимание к публикации.
Пальцы вверх, комментарии и подписки - ваше топливо для автора.

Дмитрий Матвеев || DM_812