В Крымской ( Восточной) войне против России 1853-1856 гг. союзниками Османской империи (Турции) в коалиции выступали Великобритания, Франция, и Сардиния. Это, так сказать, "лицевая сторона изнанки".
Но кроме регулярных войск на стороне Турции были "интернациональные" бригады, составлявшие иррегулярную часть орды, "коллаборанты" и всяческие добровольцы-наемники, состав которых любопытно обозреть. Основную часть иррегуляров армии Османской империи в Крымской войне составляли башибузуки. Авторитетный исследователь М.Нечитайлов в своей статье "Восточная война (1853-1856 гг.): униформа и снаряжение турецкой армии", опубликованной в журнале "Military Крым", пишет: " все эти башибузуки, курды, татары, черкесы, казаки, арабы, туркмены, арнауты и босняки, всегда и везде носили только свой национальный костюм, без каких-либо попыток униформизации их внешнего вида." Были среди башибузуков Анатолийской армии воины и других национальностей. Например, карапапахи, которые одевались сходно с персами, носили черкесские папахи, были вооружены длинным широким кинжалом и короткой винтовкой . Малоазиатские башибузуки носили что-то вроде тюрбана из арабской кефьи (красно-желтая – или другой, яркой расцветки – шаль с бахромой), прочную одежду из красного полосатого шелка. Оружие их составляли кривая сабля в украшенных серебром ножнах в шелковой перевязи с кистями, пара больших пистолетов за поясом и шомпол на шелковом шнурке кругом шеи. Были башибузуки из Арабистана (Сирии), носившие просторные развевающиеся хлопчатобумажные или шелковые робы, а на головах - кефьи. Их вооружением была длинная пика с пучком страусиных перьев у наконечника, седельные луки украшенные длинными кистями. Воины из тюркских и туркменских племен носили тюрбан, короткую куртку и шаровары (ополченцы из провинций на русской границе по костюму больше напоминали черкесов); вооружены длинным ружьем или коротким карабином, саблей и парой пистолетов.
Были у османов и свои "казачкИ". Прежде всего, казачество в турецкой армии представляли некрасовцы,которых выделяли "рыжие бороды и русские одежды".
Кроме того, по инициативе польского шляхтича, принявшего ислам Михала Чайковского, (Садык-паши), в составе турецкой армии в годы Восточной войны были сформированы три оттоманских казачьих полка. По словам Ч. Дункана, их набирали из европейских оборванцев, за нехваткой настоящих дунайских казаков.
1-й казачий полк. На территории Валахии (ныне Румыния) в 1853 году был сформирован полк из шести рот, получивший в позднейшее время имя польско-украинского легиона, в который были зачислены польские и украинские перебежчики - дезертиры и националистически настроенные фанатики. Они дислоцировались в Придунайских (Молдова, Румыния, Болгария) княжествах. Однако в прямых боевых операциях они не участвовали и на территории Крыма никогда не были.Сам Чайковский сообщает, что 1-й полк был образован из нескольких поляков, русских дезертиров, болгар, сербов и босняков, составивших его шесть регулярных сотен. Еще две сотни были укомплектованы казаками Добруджи, а одна сотня – из некрасовцев.
2-й казачий полк (из поляков) формировался (в 1854 г.) с большим трудом, “солдаты не были обмундированы, для большинства коней не хватало седел, оружие было разнокалиберное”. Но, в конце концов, обмундирование, обувь, сбруя и седла были получены из Франции, и полк переодет “в мундиры французских конных егерей и, что интереснее всего, на нем были красные штаны” Позднее 2-й полк (1180 чел.) перешел на английскую службу и стал получать мундиры и оружие уже от англичан.
3-й полк казаков султана (из дезертиров, черкесов и болгар) должен был носить, “по образцу русских линейных казаков”, “черкесское платье” ,– папахи, черкески, бешметы, ноговицы, башлыки, бурки. Однако, он так и не был сформирован. По другим данным, полк успели создать в 1855 г., но распустили в том же году.
Курды носили относительно единообразный костюм ,что, конечно, было обусловлено обычаями этого народа, а не требованиями турецкого командования. Высокая чалма (из красной фески, обернутой разноцветными шалями – желтыми, черными, зелеными, белыми) украшалась золотом и перьями – как ранее отмечал Г. Друвиль, “храбрейшие” курды втыкали в свои чалмы “павлиное перо за каждого убитого ими неприятеля” Вооружение курдов включало кривую саблю, кинжал, небольшой круглый щит из толстой кожи (обитый снаружи медными, серебряными или золотыми бляхами, с зеленой и красной бахромой) на левой руке и, у большинства, два-три пистолета, заткнутых за широкий кушак из яркой цветной шали. Всадник обвешивал себя пороховыми рожками и прочей снастью для заряжания и чистки ружья. В качестве экзотики могли изредка применяться деревянные дубины и луки со стрелами. Турецкие курды почти не имели ружей; среди бывших в наличии упоминаются английские образцы. Внешне курды на турецкой службе (в последний раз – при Кюрюк-Дара) практически ничем не отличались от чинов куртинских полков русской армии.
Входившие в состав гарнизона Карса (1855 г.) пешие лазистанские стрелки (с территории нынешней Аджарии), как сообщает Х. Сандвит, носили “обычную своему краю одежду: особый тюрбан кругом головы, с козырьком, куртка без фалд, с просторными рукавами, из грубой бурой шерстяной ткани, штаны черкесского покроя из той же коричневой материи. Лазы отпускали длинные волосы. Эти горцы-мусульмане были “вооружены винтовками прекраснейшей туземной работы, с золотыми либо с серебряными арабесками. Кроме того, они носят на себе широкие длинные кинжалы, именуемые Кама, и большею частью пару больших пистолетов”.
Албанцы, или арнауты (всего 1500 стрелков в Восточную войну; использовались в качестве иррегулярных войск, полк из них был в Крыму) отличались “фантастическим” нарядом и блестящим оружием. Красная феска с золотой кистью покрывала бритую голову. Куртка из тонкого красного сукна или шелка, расшитая золотом, шнурами и блестками, на пуговицах, с откидными рукавами. Под ней белая длинная рубаха фустанелла, красные гетры и красные туфли с заостренными носками, или же полосатые шаровары до каблуков сафьянных сапожек. Оружие состояло из короткой сабли с отделанной серебром или перламутром рукоятью, из двух длинных пистолетов за кушаком и из длинного ружья, заброшенного за спину. Штык албанцами не применялся. Их капитаны иногда надевали позолоченные панцири. Но албанцы-башибузуки в Румелии носили тюрбан яркого цвета, куртку на турецкий манер из синего или коричневого сукна с апплике в виде сердечек из белой материи, узлов, сложных арабесок, вышитых шерстью или шелком; короткие красные шаровары, не закрывающие икры, с гетрами, тоже украшенными арабесками. На груди патронташ, из оружия целый арсенал.
Свои вспомогательные контингенты войск выставили такие вассалы империи, как Египет и Тунис. По условиям договора 1849 г., вооруженные силы Египта входили в состав армии Оттоманской империи. Около 18,5 тыс. солдат египетских экспедиционных сил (пехотная дивизия из шести полков, 15704 чел., и 12 батарей – 72 орудия и 2727 чел.) действовали с 1853 г. на Балканах. Вторая дивизия (10 тыс. чел.) убыла из Александрии в марте 1854 г. В октябре 1854 г. Египет оставила третья пехотная дивизия (8 тыс. чел.), предназначенная для Крыма (участвовала в обороне Евпатории в феврале 1855 г.; в конце 1855 – начале 1856 гг. дивизия была переброшена в Трапезунд). Всего в войне (Дунайский и Крымский, но не Кавказский ТВД) участвовали 50657 египтян.Как и египтяне, вспомогательный тунисский корпус (около 10 тыс. чел.) воевал на Балканах. Часть его затем была переброшена в Крым. Из Крыма 10 батальонов, 2 эскадрона и 2 батареи (около 7,5 тыс. чел.) были вывезены на Черноморское побережье Кавказа, с Омер-пашой. И тунисцы и египтяне участвовали в боях под Балаклавой.
А теперь - внимание! Весной 1855 г. турки согласились с предложением банкира Ротшильда, которого уговорил об этом поляк Адам Мицкевич, набрать кавалерийский полк из евреев, назвав его “гусарами Махабенча”. Для гусар придумали особый мундир: “кофейного цвета брюки, желтые ментики и доломаны с серебром для офицеров, и с белым шнурком для солдат, медвежья шапка, украшенная трехцветным султаном – белым, желтым и кофейным, и плащ с кантами желтого и кофейного цвета. Адам Мицкевич говорил в шутку, что это цвета капуцинов и бернардинцев, и посему они символизируют сближение иудаизма и католичества". Были назначены шеф и командир полка, но эта курьезная часть так и осталась в проектах. 50 евреев ( преимущественно из Бердичева и Махновки), записавшихся в этот полк, были переприписаны Мехметом Чайковским в казаки.
Сербия (теоретически 30-тысячный корпус) не дала туркам ни одного солдата. Войска Дунайских княжеств (Молдавии и Валахии) вначале были присоединены к русским частям (а при отступлении их, разоружены и распущены). Но на турецкую службу в Восточную войну поступали волонтеры.
Другими европейскими волонтерами были, например, офицеры-англичане, пребывавшие в Анатолийской армии в качестве военных советников. Они носили обычно турецкие мундиры и – чтобы не выделяться в качестве мишени – фески. Командиром башибузуков Анатолийской армии был венгр-генерал Кмети (Исмаил-паша), который носил “полную униформу турецкого паши”. Полковник американской армии Тевис носил “ блестящий и роскошный костюм сирийского воина” . Бельгийский полковник барон Шварценберг “носил великолепную венгерскую гусарскую униформу". Командиром башибузуков на Дунае был польский доброволец Ильинский - Искендер-паша.
Наемники - добровольцы были не только в турецкой армии, но и в армиях коалиции. Самым известным формированием подобного рода в армии Франции был иностранный легион.
По данным Г. Мешковского под Севастополем легионеры получили название «Капустная бригада», так как большей частью занимались добычей продовольствия. Дезертирство среди легионеров было самым высоким среди всего французского контингента. Британия также использовала добровольческие формирования, при чем у британцев был специальный британско-турецкий корпус, куда поступали турецкие добровольцы. 12 марта 1855 года была ратифицирована конвенция о наборе турецких войск на британскую службу от 3 февраля. В соответствии с данной конвенцией, создавался англо-турецкий корпус (командующий -генерал Ф. Чесни, позднее генерал Вивьен) с английскими офицерами и турецкими солдатами (15 тысяч по штату и 5 тысяч резерва). Корпус начинался с 4 кавалерийских полков под командованием английского и индийского офицеров. С августа 1855 г. по июль 1856 г. это подразделение было расширено до 6 полков кавалерии 6 батарей и 16 пехотных полков. Так же, известно, что некоторые части этого контингента принимали участие в операции по захвату Керчи и Азовского моря. Также были созданы еще три иностранных легиона :
1. Британо-итальянский легион, который был размещен на Мальте.
2. Британо-германский легион, участвовавший в Крымской кампании.
3. Британо-швейцарский легион. Прибытие Британо-швейцарского легиона на Восток было последним пополнение британский войск в Крымской кампании, перед подписанием Парижского мирного договора в марте 1856 года. Легион размещался в населенных пунктах Скутари и Смирна на территории Турции.
Что касается Российской империи, то она оказалась в этой войне практически без союзников. Только Греция оказала поддержку России, направив добровольцев. В первой обороне 1854-1855 г. Севастополя принимал участие греческий легион имени Николая Первого. По окончанию войны 735 греков, служивших в легионе, были награждены медалями «За защиту Севастополя». Более 500 греков пали на полях сражения и умерли от болезней. В июне 1856 года легион расформировали. Значительная часть волонтеров отказалась возвращаться домой, вполне справедливо опасаясь преследования как со стороны греческих и турецких властей, так как многие греки формально являлись турецкими подданными.