С мая 2023 года житель села Онохино Тюменской области Николай А. отправился на СВО добровольцем. С линии боевого соприкосновения он высылал родным видео и фотографии, постоянно выходил на связь и заверял, что у него всё хорошо, на службу не жаловался.
Однако с августа прекратились звонки от него. Сначала родные думали, что он на боевом задании и не может пользоваться телефоном. Затем дочери Николая позвонили из Минобороны и сообщили, что якобы он с ноября покинул военную часть, самовольно. Однако родные Николая, в том числе его дочь, не верят в это, тем более, что с его телефона приходят сообщения и оправился он на СВО из патриотических убеждений.
Мечтал сделать что-то полезное
Участник СВО Николай проживал с отцом в селе Тюменской области и работал водителем опасных грузов, перевозил взрывчатку.
«Папа — человек, который ничего не боится. Всегда говорил: «По жизни везет, и тут не убьют». У него была хорошая работа, получал - 200 тысяч в месяц. То есть им руководили не деньги. Он мечтал сделать что-то полезное», — рассказала в интервью порталу 72.RU Елена, дочь Николая.
По словам дочери, после подписания контракта в военкомате Тюмени 12 мая, мужчина прошел учебную подготовку в Екатеринбурге и высылал отцу деньги. Далее, семья знала о том, что он отправился в конце июля на боевое задание в Работино и через 1,5 недели после последнего сообщения прекратились от него звонки, сообщения и финансовые переводы отцу.
«В последнем сообщении, в начале августа, он отправил фотографию и видео. На записи он рассказывает, что первую победу одержали и сейчас пойдут в море купаться. Видео такие позитивные», — рассказала дочь Николая о последнем сообщении от отца.
Числится самовольно оставившим место службы
Елена связалась с сослуживцами отца и выяснила, что он отправился на задание в составе группы из 5 человек и вернулся оттуда только один солдат. По информации сослуживцев, Николая нет в списках раненых или убитых, значит, попал в плен. При этом дочь пропавшего отца указывает на странности в беседе с его сослуживцами, как например – отказ называть номер части и позывной отца.
Елена писала о том, что отец пропал – его командиру, в Минобороны, в Генпрокуратуру. А с декабря 2023 года с оборонного ведомства пришел ответ на её просьбы, сообщили о том, что «с 1 ноября 2023 года Николай числится самовольно оставившим место службы». Также сотрудники военкомата запросили у отца пропавшего военнослужащего тест ДНК, однако так и не взяли его.
При этом дочь пропавшего мужчины продолжает писать в различные инстанции, чтобы помогли в его поисках. Во всяком случае она не может смириться с формулировкой Минобороны – «числится самовольно оставившим службу».
«Если бы он правда ушел в самоволку, наверняка сотрудники военной прокуратуры пришли бы в дом к дедушке, потому что отец с ним проживал. Почему его не ищут, если он правда покинул часть? Хотя я в это ни за что не поверю: папа трусом не был. Даже звонка с вопросом про папу мне не поступило», — констатирует Елена.
Между тем Елена отмечает, что телефон отца до сих пор остается в военной части и активен. Кто-то писал с него сообщения двоюродной сестре 28 декабря 2023 года и представился «другом», которому Николай оставил телефон перед тем, как отправиться на задание.
Таким образом, дочь пропавшего мужчины ждет ответов из Минобороны, генпрокуратуры, приемной президента РФ, районного и областного военкоматов по поводу поиска отца. Также она обратилась группе волонтеров, которые разыскивают в зоне СВО людей.
По словам Людмилы М., занимающейся поиском людей, пропавших в зоне СВО, такие обстоятельства возникают по разным причинам, в том числе и в связи с тем, что после боя в течение долгого времени порой невозможно забрать тела погибших. Также раненых бывает отвозят в госпитали, а они не в состоянии позвонить близким.
Как следует из комментария экспертов, присвоенный статус - «самовольно оставил часть» (СОЧ), не подразумевает – дезертирство. Поскольку он могу не вернуться в часть с боевого задания по различным причинам.