Научный коллектив УрФУ выяснит, кто жил в Екатеринбурге в 1723–1781 годах (с даты основания города-крепости до получения Екатеринбургом официального статуса города): примерную численность и динамику населения, социальную стратификацию, образ жизни людей. На проведение исследования ученые получат финансирование от Российского научного фонда (проект № 24-18-00080); грант рассчитан на три года: 2024–2026.
«У нас уже есть некоторые наработки. В частности, специалист нашей команды, доцент кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления УрФУ Светлана Цеменкова в результате серьезно проделанной работы сумела показать в полувековой динамике, как формировался и изменялся корпус руководителей горнозаводского ведомства. Это и первые лица, возглавлявшие Сибирский обер-бергамт (позднее — Канцелярию главного заводов правления), и горные офицеры, и руководители структурных подразделений. Но что крайне интересно — удалось выяснить, как в горнозаводском ведомстве появились эти профессионалы», — рассказывает руководитель проекта, заведующий лабораторией эдиционной археографии УрФУ Дмитрий Редин.
Как выяснили историки, в Екатеринбурге выращивали свои кадры, что в провинции случалось крайне редко. Василий Татищев и Вильгельм де Геннин заложили прочные основы образования в заводе-крепости, по сути, целую сеть, включавшую, в том числе и специализированные учебные заведения: немецкую и латинскую школы, школу знаменования (чертежную). Кроме того, в Екатеринбург привлекали выпускников столичных школ (Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной, Морской академии и др.). В этом смысле Екатеринбург был едва ли не самым образованным провинциальным городом в период правления Петра I. Кроме того, в Екатеринбурге трудилось немало иностранцев — мастеров, которые приехали с Генниным с Олонецких заводов (современный Петрозаводск) и новонанятые контрактеры (к примеру, врачи, мастеровые). Среди них преобладали немцы (особенно саксонцы), но были и шведы, поляки.
«По конфессиональной принадлежности среди иностранцев большинство было за протестантами-лютеранами, но встречались и кальвинисты, и католики. За первые 10 лет существования через Екатеринбург приехало и уехало порядка 60 иностранцев мужского пола. Для не столичного города тех времен с населением от 500 до 2 000 человек это очень много. Значительная часть из них работали в самом Екатеринбурге, другие распределялись по заводам Екатеринбургского ведомства», — поясняет Дмитрий Редин.
Екатеринбург состоял из двух общностей — мастеровые и работные люди, горные офицеры, разного рода начальники, то есть люди, непосредственно связанные с производством и заводским управлением. И вторая общность — люди, которые жили при Екатеринбурге, но напрямую не были связаны с заводом, не работали там и не служили в конторах. Они обслуживали заводских, поставляли им продукты питания, предметы быта и обихода. Формировалась эта общность из окрестных (например, шарташских) и пришлых крестьян, купцов, освобожденных ссыльных, отставных мастеровых и пр. Они закладывали основу гражданской городской общины.
«Со временем гражданская община разрасталась, в 1745 году получила статус посада при заводе. В 1751 году состоялись выборы в Екатеринбургскую ратушу — орган собственно городского самоуправления, а уже к началу 1780-х, точнее, в 1781 году Екатеринбург стал уездным городом, — дополняет Дмитрий Редин. — Но дело в том, что мы мало знаем о том, как жили люди. На сегодня в литературе нет даже точных данных о численности населения Екатеринбурга, его половозрастной и социальной структурах. Проблема в том, что переписи того времени не были всеобщими; подушные переписи проводились с разными промежутками в 15–20 лет, учитывали только тяглое мужское (платившее налоги) население, не всегда учитывали детей и никогда не учитывали женщин. Кроме подушных местные власти проводили различные ведомственные переписи. Все материалы этих разнородных переписей очень трудны для сравнения, в том числе из-за разной структуры переписных формуляров, разных систем учета. У нас есть результаты семи различных переписей за этот период, данные по которым мы попытаемся систематизировать и проанализировать, выявить для начала динамику населения. В идеале — выявить причины демографических изменений: за счет внешнего притока людей или внутренних процессов происходили демографические колебания, попытаться получить максимально полную картину половозрастного состава».
Специалистам, кроме того, предстоит ответить на сложные вопросы — как жили люди в первые годы основания Екатеринбурга, каким культурным ценностям и нормам они следовали, какие бытовые традиции соблюдали.
«Мы бы хотели понять, каким было общество в Екатеринбурге того времени: как позиционировали себя жители, как определялся их социальный статус. Принятая, обычно, хотя и дискуссионная, практика рассматривать российское общество XVIII веке как сословное, не слишком точно определяет существовавшую социальную стратификацию. Общественное устройство было сложным и дробным, организованным из многочисленных внутрисословных страт. Были существенные различия в том, как классифицировала общественные группы власть, а как — по каким признакам и в каких обстоятельствах — идентифицировали себя сами жители», — поясняет Дмитрий Редин.
Итогом огромной работы должна стать база данных населения Екатеринбурга.
Среди прочего ученые планируют провести антропологическую реконструкцию внешнего вида обитателей Екатеринбурга.
«Во время реконструкций улиц Свердлова — Карла Либкнехта были вскрыты старые, можно сказать, одни из старейших, кладбища. Ведь в разные годы XVIII века здесь проходили северо-восточные и восточные окраины Екатеринбурга, располагались пригородные деревни и слободы. По сохранившимся останкам мы имеем возможность восстановить облик нескольких женщин и мужчин того времени, увидеть их антропологические особенности, узнать, как выглядели наши предшественники», — заключает Дмитрий Редин.
Уральский федеральный университет — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Университет — участник государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030», выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».