В нашем стремительно меняющемся мире достичь успеха в управлении становиться все труднее, если использовать только один универсальный стиль в работе с подчинёнными. Каждая ситуация требует уникального подхода. Именно поэтому появилась концепция ситуативного лидерства, которая становиться всё популярней у менеджеров различного уровня, стремящихся вывести управление командой на новый качественный уровень.
Цель ситуативного лидерства - использовать гибкость и подстраивать личный стиль управления под конкретную ситуацию, уровень компетенции и мотивацию подчиненных. Даже один и тот же подчиненный, находясь в разных условиях, способен проявлять разные уровни мотивации, компетентности и ответственности.
В ситуативном лидерстве хочу выделить четыре основных стиля управления:
- Директивный стиль. Отлично подойдет для сотрудников с низким уровнем опыта, компетенций и мотивации, которым необходим жесткий контроль и четкие инструкции по выполнению задач.
- Обучающий стиль. Будет эффективен для подчиненных, которых принято называть «средниками» и сотрудников, стремящихся к развитию. Данный стиль, сфокусированный на развитии и обучении подчиненных, позволяет значительно поднять мотивацию и компетенции у сотрудников. Кроме того, улучшается взаимная коммуникация.
- Коучинговый стиль. Идеально подходит для сотрудников с высоким уровнем мотивации и компетенции, экспертам в своей области. Менеджеры, использующие данный стиль не дают четких инструкций или обучения, но задают наводящие вопросы, ответы на которые будут подталкивать сотрудников к принятию решения самостоятельно. Также с такими сотрудниками можно консультироваться или спрашивать, как лучше будет действовать в той или иной ситуации, и какой это даст результат.
- Проектный стиль. Такой стиль подойдет для сотрудников с большим опытном, высокой мотивацией и нацеленностью на результат. Их можно и нужно наделять полномочиями и ответственностью за принятие решения и достижение задач при минимальном контроле. Как правило, взаимодействие с такими сотрудниками идет через различные канбан доски и встречи один на один не чаще одного раза в неделю, исключительно для калибрования поставленных задач.
Таким образом, получается, что нет единственно правильного и универсального стиля управления в менеджменте и лидерстве. Эффективный руководитель будет гибким и меняющим свой подход в зависимости от ситуации.
Ключевые принципы ситуативного лидерства:
- Наиболее правильный стиль определяется ситуацией, а не эмоциями и личными предпочтениями.
- Ориентация на уровень компетенции и мотивации сотрудника, которая может меняться от задачи к задаче.
- Цель лидера - способствовать росту компетентности, мотивации и ответственности каждого сотрудника в отделе.
- Стили управления нужно сочетать для наибольшей гибкости.
Применяя ситуативный подход, вы также развиваете системное мышление, которое позволяет быть более дальновидным и адаптивным лидером. Команда будет более мотивированной и заряженной на максимальный результат, что положительно отразится на эффективной работе.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой блог! Впереди еще много материалов с эффективными методиками развития лидерских компетенций. Присоединяйтесь, чтобы вывести свои управленческие навыки на экспертный уровень!