Несмотря на то, что немецкие войска стояли на подступах к Москве, а все силы страны были брошены на борьбу с врагом, кинооператоры, режиссёры и актёры уходили на фронт, а киностудии эшелонами отправлялись в эвакуацию в Среднюю Азию. «Мосфильм», «Ленфильм» и ВГИК уехали в Алма-Ату, Киевская и Одесская киностудии - в Ташкент и Ашхабад, а «Союздетфильм» - на крошечной киностудии «Таджикфильм» в Душанбе.
Идеологическая задача
Несмотря на тяжелые условия, перед кинематографистами была поставлена четкая идеологическая задача - поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в победе. Фильмы должны были пропагандировать патриотизм, героизм и готовность к самопожертвованию.
Тяжелые условия работы
Работать приходилось в тяжёлых условиях — техники и помещений для съёмок не хватало, электричество давали с перебоями, декорации приходилось делать из подручных материалов, костюмы брали из эвакуированных музеев, кроме того, бытовые условия актёров и съёмочных групп были далеки от комфортных.
Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведенный на Центральной студии кинохроники на основе съемок 15 фронтовых операторов.
Илья Копалин вспоминал: «Это были суровые, но радостные дни. Мы создавали фильм в условиях прифронтового боя. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы».
Съемки новых и новых фильмов шли все время, с самого начала войны и до ее конца. Кинематографисты работали в самых тяжелых условиях, когда не хватало не только необходимой техники и декораций для съемок — не хватало даже еды, чтобы накормить шатающихся от голода актеров.
«…Голодали мы отчаянно.
Сильной поддержкой тут были «локши» — фальшивые продуктовые карточки. Их изготовляли ребята-художники. С этими карточками мы шли в городскую столовую, к которой были прикреплены. Благо у нас были «локши». Брали по десять мисок супа. После слива жидкости лапша едва покрывала дно одной миски.
Чтобы получить эту еду, надо было выстоять очередь из пяти-шести человек за каждым, уже сидящим за столом едоком. Голодный ждал, пока пятеро других на его глазах поглощали суп. Дело нередко заканчивалось обмороками», - воспоминала студентка сценарного факультета ВГИКа
Кино в эвакуации
На время войны Алма-Ата стала киностолицей СССР. Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), созданная на базе Алма-Атинской студии кинохроники и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма», сняла 80 процентов всех картин, выпущенных в стране в военные годы. В коридорах ЦОКС можно было встретить Дзигу Вертова, Михаила Ромма, Сергея Эйзенштейна, Юлия Райзмана, Ивана Пырьева, Леонида Трауберга и многих других известных людей из мира кино. Первым директором новой киностудии стал Михаил Тихонов. По его воспоминаниям, ЦОКС очень быстро приступила к делу. В августе 1941-го из Москвы туда выехала первая съемочная группа, а в сентябре уже доснимали картины, которые начали до войны. Всего Центральная объединенная киностудия выпустила 23 полнометражных и 10 короткометражных фильмов.
«Нас было 252 фронтовых кинооператора, снимавших на всем огромном фронте Великой Отечественной — от Баренцева моря до Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых — ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на «вес крови». Теперь эта кинопленка на вес золота <…> Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение», — вспоминал кинооператор Семен Школьников.
Не имея возможности снимать в столице, кинематографисты создавали в павильонах ЦОКСа декорации в виде узнаваемых московских объектов. Кремлевские башни со звездами служили напоминанием: есть вещи, которые останутся незыблемыми, несмотря ни на что. По замыслу сценариста Виктора Гусева в фильме «В шесть часов вечера после войны» (реж. Иван Пырьев), главная героиня договаривается встретиться с возлюбленным в Москве. Создатели фильма не смоги позволить себе сэкономить, вычеркнув из сценария Москву. Для финальной сцены в павильоне выстроили большую декорацию с бутафорским Кремлем.
Таким образом, фильмы, снятые в годы Великой Отечественной войны, стали символом мужества и несгибаемой воли советских людей. Они вошли в золотой фонд отечественного кинематографа и по сей день служат напоминанием о героических подвигах народа в годы войны.
Используемые источники: