Всё-таки любовь к США у наших "властителей дум" – сродни помешательству. Вот и фильм "Золото Умальты" про золотую лихорадку в Сибири на самом деле про то, что очень хочется, чтобы как в Америке. Чтобы ганфайтеры. И салуны. И индейцы. Получается скверно, но это Россия с её "свинцовыми мерзостями" виновата. Эх, халтурщики...
АНДРЕЙ ПЕРЛА
Извините, что я не про внутреннюю политику. Не совсем по специальности. Но я тут между делом посмотрел новейшую художественную приключенческую драму "Золото Умальты". И аж вздрогнул. Картина режиссёра Андрея Богатырёва с Софьей Эрнст, Павлом Деревянко, Александром Самойленко и Артёмом Ткаченко. Вроде бы звёздный состав, но никому из перечисленных совершенно нечего играть. Вроде бы и интересный сюжет, но сделано так, что буквально заставляешь себя досмотреть.
Как так получилось? Кино явно задумано как грандиозный супер-"истерн". Нечто в духе великого "Свой среди чужих, чужой среди своих". Поиски сокровищ на фоне революции. Когда в финале телега падает в реку с обрыва, не понять, почему именно так всё закончилось и какие ассоциации пытались вызвать у зрителя, невозможно. То есть снимали фильм люди опытные, насмотренные, профессиональные. Удивительно, что при этом сценарий у них разваливается на отдельные эпизоды, связь между которыми вроде бы и есть, но прописана так плохо и топорно, что лучше бы не было.
Про что кино? Зимой 1917 года, как раз во время февральской революции, где-то под Хабаровском кто-то похищает 40 пудов золота. Точнее, видимо, золотого песка. Золото везут с прииска куда-то к владельцу четверо дураков на одной телеге. Да. 600 с лишним килограммов золота везут четверо по зимнему лесу на одной телеге, на колёсах (!). Один из них, конечно, в сговоре с бандитами. Конечно, его тоже убьют. А на что он рассчитывал? Очень правдоподобная ситуация, правда?
Этой первой сценой задан уровень правдоподобия всего фильма. Но дальше - круче. Владелец золота, купец-миллионщик (его играет Александр Самойленко) в столице занят романом с актрисой модного кино. В роли актрисы-звезды по имени Софья - звёздная актриса Софья Эрнст. Кино внутри кино они снимают, про золотую лихорадку в Америке. Какая тонкая ирония, а? Какой полёт мысли! Очень важный для фильма полёт мысли, принципиально важный. Именно ради него фильм и снят. Вы сейчас поймёте.
А пока я вам про главного злодея расскажу. Про влюблённого в актрису Софью похитителя золота, мастера убивать подельников. Это Долецкий, его играет Артём Ткаченко, ему очень идут усы. Он как бандитом стал? Он был штабс-капитан, но его разжаловали. Да, летом 1916-го. И отпустили с фронта куролесить. Такой правдоподобный сюжет - просто не знаешь, что делать. А за что же разжаловали? В старом советском истерне он, возможно, оказался бы революционным агитатором. Но этот - постсоветский, так что штабс-товарища убил. На полянке, на бивуаке, господа офицеры, отдыхая, в кадре не раз напоминали друг другу, что фронт совсем рядом. Несмотря на это, герой Ткаченко предлагает друзьям поиграть в "кукушку". Они соглашаются. Подлец штабс-капитан снимает повязку с глаз и убивает ведущего, прицельно. Говорю же, правдоподобие зашкаливает. И осмысленность действий персонажей тоже.
Влюблённый в этуаль Софью, Долецкий в постельной сцене (во времена советских истернов ради такой сцены в кино ломились бы школьники, потому что она там совсем почти взаправду голая) обещает ей ограбить караван в тайге - чтобы "насыпать ей в пупок три напёрстка золотого песка". Правдоподобие в этом фильме не может не сопровождаться некоторым фетишизмом и антисанитарией, вы же понимаете.
Узнав о том, что золота не привезут и страховки не будет, он, разорённый миллионщик, подрывается в Хабаровск. Там хочет сколотить отряд и найти своё золото в тайге. Актрису Софью берёт с собой. И всех киношников тоже. Зачем они ему? Непонятно. А зачем они едут? Тоже непонятно. Он с ними не общается, похоже, больше никогда. В Хабаровске группа от нечего делать даёт представления про золотую лихорадку в США. Да, потому что золотая лихорадка - это сквозной и важнейший образ фильма, а слова про лихорадку время от времени произносит со сцены Софья. В эти моменты мы понимаем, что она - героиня фильма, разумеется, а не сама госпожа Эрнст - очень плохая актриса.
Отряд купчина-простофиля себе набирает из кого попало (и приказчик приговаривает "других нет") но - и это, опять же, ключевой, важнейший, смыслообразующий момент, ради которого фильм и делался - в отряд случайно попадает настоящий американец. Он - не знающий русского языка парень в ковбойской шляпе. Его представляют как заблудившегося китобоя. В Хабаровске. В 1917 году. Правдоподобие - спасу нет. Американец одет и ведёт себя как профессиональный стрелок с Дикого Запада. И кольт у него, кстати, не современный для 1917 года, а явно времён гражданской войны в США. Стрелок действует решительно. Он расстреливает стойбище тунгусов, приговаривая "проклятые индейцы". Но гораздо важнее, что в самом конце, перед тем как погибнуть, он сообщает, что "в России нет джентльменов".
Да, именно за этим он в кино и появился. Это - главная мысль фильма. Даже золотая лихорадка у этих русских, по сравнению с американской, - второсортная. Об этом картина. Не о том, как стреляют друг друга из-за проклятого золота в тайге. Не о том, как в это время революция катится по России, превращая нормальную жизнь в хаос. Даже не о том, как Софья-этуаль, оказывается, не просто так вдохновляет Долецкого на разбой, а потому, что хочет с ворованными деньгами забрать из приюта сына и с сыном бежать - разумеется, в Калифорнию. А о том, что Россия - хуже. Хуже, чем Америка. И джентльменов здесь якобы нет.
Было бы очень неприятно, если бы эта мысль была донесена до зрителя хорошо и талантливо. Но к счастью, мысль есть, а фильм не получился. Ноль правдоподобия, ноль драйва, который нужен в кино про стрельбу в тайге. Два ноля. Три.
Но Америку - Америку создатели фильма любят изо всех сил. Все джентльмены - там.
________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.