Томный и тяжёлый взгляд людей в мрачное будущее во времена Холодной войны нашёл свой отклик в антиутопической трилогии Джорджа Миллера "Безумный Макс": в выдуманной вселенной, где превыше всего ценятся канистры топлива, а человеческая жизнь давно утратила свою индивидуальность и свободу. Выжженные в результате техногенной (или гуманитарной) катастрофы Пустоши, по которым разъезживают потрёпанные автомобили, ревущие байки и смертоносные грузовики, стали олицетворением боязни людей за своё существование. Девять лет назад Миллер триумфально вернулся в культовую франшизу, только для того, чтобы реинкарнировать её в виде маленького софт-ребута: "Дорога ярости" заслужила настолько гигантский отклик у зрительской аудитории, что "Макс" молниеносно получил второе дыхание. То, что изначально задумывалось единичным перезапуском, привело к развитию общей франшизы, начало которой послужил приквел фильма, про воинственную женщину Фуриосу
"Фуриоса" пребывала в длительном производстве чуть ли не с 2016-го года: идея о создании полноценного полнометражного проекта про молодую версию героини Шарлиз Терон настигнула Джорджа Миллера ещё во время продакшена "Дороги ярости", а осуществить задумки в жизнь помогла массовая зрительская любовь к этому персонажу. Аудитория задавала насущные вселенной картины вопросы: откуда прибыла бывшая последовательница Несмертного Джо, какие секреты хранит, от каких демонов бежит, для искупления каких грехов решилась на освобождение всех жён антагониста фильма? Миллер хотел полноценно расписать аудитории портрет своей героини: история "Фуриосы" разрабатывалась несколько лет, а к съёмкам члены состава не могли подобраться вплоть до начала 2020-х. Однако амбициозные идеи режиссёра наконец-то нашли способ осуществиться
Отсутствие спешки. Плавность. Пожалуй, это именно те факторы, за которые "Фуриосу" можно отличить от "Дороги ярости" по щелчку пальцев: приквел последнего "Макса", одновременно являющийся и его полноценным спин-оффом, намеренно уходит в длинный сторителлинг, рассказывая аудитории обширную и в то же время локальную историю становления бесстрашной молодой воительницы. Протагонистка проходит длинный и тернистый путь со всеми вытекающими последствиями и медленно забрасываемыми крючками на следующий по хронологии франшизы проект. Секвенция сюжета поделена на пять разносторонних глав, каждая из которых показывает тот или иной этап перевоплощения Фуриосы из юной обитательницы Зелёных долин до ищущего возмездия (и позже - смысл всей жизни) солдата
Образ воинственной Шарлиз Терон отошёл более голодной Ане Тейлор-Джой: для актрисы это первая полноценно серьёзная роль в крупном студийном блокбастере. Избежав опасения многих поклонников прежней версии героини, прототип Тейлор-Джой раскрылся более многогранно и экзистенциально, уделив должное количество времени проблемам самоопределения. Юная Фуриоса познаёт сущность круговорота насилия в природе, в чём ей "помогает" грозный (на самом деле гипертрофированный и в какие-то моменты даже нелепый) антагонист Дементус, в исполнении Криса Хемсворта. Противостояние протагонистки и антагониста, берущее своё начало с самого детства героини, превращается в локальную вендетту, герой и злодей в которой столь же внезапно меняются ролями. Джордж Миллер подробно раскрывает аудитории сущный образ Фуриосы и даёт зрителю ответы на все те вопросы, которые преследовали его со времён "Дороги ярости". От того и интереснее, сколько ещё потаённых деталей раскроет пересмотр софт-ребута "Макса" после узрения его приквела
Также впервые с момента 1979-го года, Джордж Миллер ушёл в экспериментальное направление: раскрыть монструозную вселенную Пустошей с помощью политических интриг, распрей между персонажами и визуального нарратива. В отличие от "Дороги ярости", центральная тематика которого заключалась в передаче истории через действия (он же - экшен), "Фуриоса" внедряется в экскурс лора франшизы намного глубже и многословнее: так, зрители впервые наблюдают за отношениями между различными группировками, захватническими походами, колониальными столкновениями и разделением на богатых и бедных. В объёмной роли возвращается Несмертный Джо и члены его безумной семьи, а сам Миллер в очередной по счёту раз сопоставляет выжженный мир "Безумного Макса" с реальным: только вместо денег главным составным звеном повсеместного людского безумия стали канистры с бензином
Здесь приквел разительно отличается от той же "Дороги ярости" по комплектации и наполнению: "Фуриоса" раскачивается столь же медленно, сколько предыдущий "Безумный Макс" - динамично и взрывоопасно. В новой ленте отсутствует тот напряжённый ритм повествования, который аудитория узрела в софт-ребуте франшизы: под меланхоличные (а не энергичные) композиции Junkie XL постановщик проходит сквозь медитативное путешествие вглубь новых территорий Пустошей, практически не уделяя внимания излишнему экшену. Это история об одной конкретной героине, её внутренних переживаниях и характерных метаморфозах, однако и про экшен-сегмент старина Миллер не забыл. Он в "Фуриосе" тоже присутствует в достаточном количестве
Но в отличие от "Дороги ярости", весь экшен "Фуриосы" поделён на несколько определённых секвенций, определяющих тот или иной путь становления героини. В картине отсутствуют лишние погони, а каждая боевая сцена развивается в монструозно-объёмной локации, цель которой - доказать зрителю масштаб размаха Пустошей. Заместо автомобилей пришли байки, а вместо холодного оружия - огнестрельное, однако основные атрибуты "Безумного Макса" (такие, как вставляющие палки в колёса героям безумные камикадзе Несмертного Джо, или ритмичные погони на грузовиках) остались не тронуты. Миллер как никто иной лучше понимает, в чём заинтересована его аудитория
По правде говоря, посреди всеобщей плавности пропало прежнее качество визуала: "Фуриосу" всё-таки настигли технические проблемы, основы которых зрители узрели ещё в первых промо-роликах. За имением гигантских цифр бюджета, Миллер и его помощники не смогли уйти в ногу со временем, что привело к визуально заметному зелёному фону и непропорциональным "задникам". Приквел "Безумного Макса", в отличие от софт-ребута, по большей части снимался в павильонах, а не в открытых локациях, что и привело к обильному количеству откровенно лишнего и перетянутого CGI. Впрочем, большие технические недостатки с лихвой нивелируются изящной подачей этого самого экшена: даже по прошествии девяти лет режиссёр не растерял былой хватки
"Дорога ярости" и "Фуриоса" - две противоположности, своеобразные Инь и Янь, где первый проект представляет из себя непрекращающийся экшен-сегмент, а второй уходит в драматургическую зону, концентрируясь на рассказе локальной истории про одну воинственную девушку, оказавшуюся заложницей трагичной ситуации. Для создания приквела Джордж Миллер покинул зону комфорта, установленной прошлым "Безумным Максом", и сосредоточился на несколько иных приоритетах, подарив настоящим фанатам франшизы широкое откровение, дополняющее кругозор ворохом подробностей и вводных событий мира Пустошей. Долгое время зрители спрашивали Миллера: в чём состояла художественная ценность полноценного фильма про Фуриосу? До премьеры картины точного ответа на этот вопрос от постановщика не следовало, но нарратив ленты сказал всё сам за себя: глубокое и полноценное внедрение во вселенную фильмов австралийского режиссёра открыло новую тропу франшизы. Теперь же стоит надеяться, что следующий проект (который, судя по слухам, выступит ещё одним приквелом - на этот раз про самого Макса) сможет совместить бунтарский дух "Дороги ярости" и плавное повествование "Фуриосы", подарив аудитории внеочередной магнум опус постановщика
- Ты потрясающее создание. Ты выбралась из безжалостной могилы, более глубокой, чем ад. Только одно может помочь тебе в этом. Не надежда. Ненависть. В ненависти нет ничего постыдного. Это одна из величайших сил природы.