Рассуждая об образе Ивана Грозного в кинематографе, нельзя не упомянуть “Ивана Грозного” Сергея Эйзенштейна, исторический фильм, который можно назвать одним из главных в мире кино.
Действие фильма охватывает 20 лет правления Грозного, и в связи с этим картина поделена на серии. Изначально их должно было быть три, но в итоге зрители увидели только две части. Важно отметить, что в тот период (а фильм создавался в 1940-е годы) в СССР существовал партийный спрос на кинокартины об исторических личностях, которые прославляли героическое прошлое страны. И предложение снять фильм о Грозном Эйзенштейн получил «сверху». Историк кино Нея Зоркая утверждала, что от партии поступила не только идея, но и конкретные указания провести параллель между историей и советскими реалиями (то есть сопоставить фигуры Грозного и Сталина). Стоит сказать, что в двух сериях фильма режиссер выполнил задачу властей по-разному, и поэтому у частей картины были противоположные судьбы. Но к этому вернемся чуть позже.
Если говорить об образе Грозного в фильме в целом, то он является довольно многогранным. Особый акцент сделан на психологическом портрете царя. Иван Грозный показан как человек с противоречивыми чертами характера: он представлен как мудрый и решительный правитель, но в то же время способный к жестокости и кровопролитию, а также страдающий от одиночества и внутренних конфликтов. Одни черты раскрываются в первой серии, другие - во второй.
Первая часть фильма начинается венчанием Ивана 4 на царство. Затем в фильме показана свадьба с Анастасией и завоевание Казани. На фоне этих событий персонаж Грозного раскрывается как герой, сильная личность и прирожденный правитель. В фильме показано единение царя и народа, оно проходит красной нитью почти через всю серию. Помимо этого, в эпизодах со смертью Анастасии, отравленной боярами, и предательством Курбского зритель видит совсем другого, более “человечного” царя: оказывается, он, как и все, умеет любить, скорбить, переживать. Но здесь не все так однозначно. Одновременно с раскрытием человеческой сущности Грозного возникает ощущение, что все же воля к власти оказывается для Ивана сильнее чувства привязанности, поэтому он, хотя и сожалеет о гибели Анастасии и поступке Курбского, воспринимает эти события как повод для новых репрессий — мести боярам, о которой речь пойдет во второй серии фильма. Но тем не менее, первая серия более чем устроила партию и, в частности, Сталина. За эту часть фильма Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии.
В противовес первой серии, за вторую режиссер получил серьёзный выговор и запрет на показ фильма. Продолжение Сталин посчитал искажением исторической правды... Картина вышла лишь в 1958 году, уже после смерти Эйзенштейна, который так и не успел внести правки. Но тем интереснее рассмотреть образ Грозного именно в этой части фильма.
Вторая серия охватывает периоды Ливонской войны, опричнины и, также, фокусируется на конфликтах и интригах внутри царского окружения. Сквозь призму этих событий мы видим совсем другого Ивана 4. По сравнению с первой серией, во второй Грозный больше не кажется таким могущественным, а скорее наоборот, — сомневающимся, противоречащим себе и даже уставшим. Иван по-прежнему отдает поданным резкие и однозначные приказы, однако с течением фильма появляется ощущение, будто он делает это не потому, что уверен в своих безусловных правоте и силе, а по привычке или из желания удержать власть и былое могущество. Помимо этого, теперь перед принятием решения царь “советуется” с кем-то из приближенных, будто не способен определиться самостоятельно.
По мнению ряда кинокритиков, к концу фильма Иван вовсе становится безумцем, «который уже не отличает врагов от друзей». И такие высказывания не беспочвенны: в некоторых эпизодах поведение Грозного кажется странным, а его действия — неоправданными. Например, как было сказано выше, царь сам спрашивает мнение бояр насчет принимаемых им решений, но абсолютно неясно, что он желает услышать, так как любой ответ поданных встречается недовольством и гневом Грозного. Иван жалуется на одиночество, но тем не менее не слушает ничьих советов и говорит боярам: «Не родня вы мне, холопья вы мне!» и “Не учить — служить ваше дело, холопье!” Также, царь прощает и даже благодарит своего “убийцу”, человека который намеревался зарезать Грозного и не сделал этого лишь из-за стечения обстоятельств. Трудно сказать, действительно ли создатели фильма хотели показать безумие и слабость царя или целью было раскрыть Грозного как жертву обстоятельств, человека мечущегося и рефлексирующего…
Именно эти черты и не устроили Сталина. Мы не знаем, какой смысл на самом деле хотел вложить режиссер во вторую серию, но со стороны кажется, что фильм завершается обличением деспотизма, что, видимо, больше всего и задело Иосифа Виссарионовича. “Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив <…> Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.” - так охарактеризовали картину в Постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) 4 сентября 1946 г.
Что касается соответствия фильма историческим фактам, здесь следует отметить, что Эйзенштейн безусловно использовал исторические события как основу для своего художественного произведения, но при этом внес некоторые изменения и упрощения для драматического эффекта. Фильм намеренно создавался в духе эклектики. По словам режиссера, это было необходимо, чтобы «поднять фигуру Грозного над случайно бытовыми черточками его характера и постараться уловить в человеке черты трагической величественности его исторической роли».
Говоря подробнее об отражении исторических фактов, из первой серии ярких примеров искажений привести вряд ли получится, а вот во второй части фильма их несколько больше. Самое заметное изменение - это судьба двоюродного брата Грозного князя Владимира Старицкого. Режиссер очень органично внедрил персонажа Старицкого в сценарий, сделав его одним из ключевых в сюжете. В фильме Владимир Андреевич погибает, став жертвой заговора своей матери Ефросиньи Хованской, которая мечтала видеть сына на престоле. Сведения о таких намерениях Хованской существуют, однако вопрос о правлении Старицкого имел место еще за несколько лет до опричнины, в 1553 году во время болезни Грозного, и вовсе не закончился смертью Владимира Андреевича. Важно сказать, что эти несоответствия нисколько не портят картину, так как все-таки это не фильм для уроков истории. Эти изменения были внесены не просто так и делают кино органичным.
Отдельное внимание стоит уделить деталям постановки фильма. Во-первых, музыкальное сопровождение композитора Сергея Прокофьева является важнейшим элементом, который помогает подчеркнуть эмоциональную напряжённость и драматизм событий. Звучание музыки меняется в зависимости от настроения сцены: от торжественных мелодий до мрачных и напряженных звуков, что помогает зрителю глубже погрузиться в атмосферу фильма. Во-вторых, огромную роль играют костюмы персонажей и декорации. Одежда в фильме "Иван Грозный" не только передает стилистику времени, но и помогает выразить характеры персонажей. Бросается в глаза и работа с мимикой актеров, а также со светотенью и цветокоррекцией (цветным сделан только эпизод с пиром и танцем опричников); эти детали подчеркивают некую театральность фильма.
В заключение, фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" является не только историческим эпосом, но и произведением искусства, где каждый аспект исполнения, начиная с игры актеров и заканчивая декорациями , служит для создания особой атмосферы и глубокого погружения зрителя в мир XVI века. Фильм по-настоящему уникален, так как он позволяет почувствовать не только дух времени царствования Ивана 4, но и ощутить настроения эпохи сталинской, а также посмотреть на образ Грозного с самых разных сторон.
Авторы: Даченкова Ульяна, Дудкина Арина
Список источников:
- Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век. - М.: Белый город, 2014
- «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна: как устроен один из главных исторических фильмов мирового кино // Люмос URL: https://lumos.art/cinema/ivan-groznyj/ (дата обращения: 22.05.2024).
- Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О кинофильме "Большая жизнь" 4 сентября 1946 г. // Исторический факультет МГУ URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/cinema.htm (дата обращения: 22.05.2024).
- Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1 // Театральная библиотека Сергеева URL: http://teatr-lib.ru/Library/Eisenstein/Select_1/#_Toc481826850 (дата обращения: 22.05.2024).
- Владимир Андреевич (удельный князь старицкий и дмитровский) // Большая Российская энциклопедия URL: https://bigenc.ru/c/vladimir-andreevich-udel-nyi-kniaz-staritskii-i-dmitrovskii-0a5ede (дата обращения: 22.05.2024).