Несмотря на природно-погодные метаморфозы, пленэрный сезон в этом году для многих открыт. А значит с меня очередная заметка на эту тему.
Те, кто хочет писать пейзажи, обречены на пленэрную практику, и не важно, нравится им это времяпрепровождение или нет.
Как из пленэра извлечь максимум пользы?
Лично я считаю недостаточным просто съездить куда-нибудь и порисовать с натуры.
Возможно, это моя личная проблема, но каждый новый пленэрный сезон начинается с нескольких неудачных работ. Я уже привыкла и смотрю на это явление философски, не позволяя себе досадовать и жалеть потраченное время.
В апреле, когда на один тёплый день приходилось десять холодных, была возможность работать дома на базе пленэрного материала.
То есть рисовать не с фотографий, а с пленэрных этюдов, совершенствуя их и пробуя увидеть новые ходы в однажды изображённых сюжетах.
Если работа один раз уже не удалась, совершенно не факт, что она получится со второй попытки. Тем не менее, дома можно спокойно проанализировать плюсы и минусы пленэрного варианта, изменить композицию, избавиться от лишних деталей, что-то обобщить. В процессе работы часто рождаются новые идеи. И я не ограничиваюсь одним повтором.
Пленэрная цветовая гамма обычно самая верная и гармоничная. Дома ничего близкого сочинить не удаётся, я каждый раз ужасаюсь, сколько самодеятельности скрывается в акварелях, написанных по фотографиям.
Цветовую гамму можно повторить близко к той, что родилась на пленэре, а можно попробовать с ней «поиграть». Даже если повторные работы будут в чём-то уступать первому пленэрному варианту, всё-равно это опыт и практика перерабатывания (видоизменения) натуры в более выразительную, лаконичную картинку.
Натура подчас навязывает излишнюю суету и детализацию, хочется запихнуть в небольшой формат листа всё, что видится, а видно много, ибо голова поворачивается в любую сторону, и глаза разбегаются.
Далеко не каждый пленэрный сюжет я перерабатываю дома. Беру только те, в которых вижу другие варианты исполнения.
Удачный пленэрный этюд не повторим в домашней обстановке.
Однако для выполнения серьёзных выставочных работ больших форматов в качестве референсов отлично подходят «живые» пленэрные этюды.
Поэтому сезон летнего рисования с натуры - хорошее подспорье для зимних размышлений.
В какой момент лучше всего завершить пленэр, оставить работу в покое, собраться и уехать?
▪️ Если работа перестала нравиться, нужно немедленно остановиться, ничего не исправлять, не смывать, не переделывать.
Оставить завершение и детализацию на следующий день, на свежий взгляд.
С пленэра лучше уходить с незавершённой работой, даже если там не хватает нескольких деревьев или не проработан передний план.
Если пытаться «добивать» работу на месте, можно прийти к тому, что этюд будет полностью переписан, а первоначальный вариант окажется лучше.
▪️ Если в процессе работы потерялся алгоритм действий, то есть стало непонятно, что делать дальше, в этом случае нужно немедленно уходить, дабы не наделать ошибок.
Вообще , как правило, самые удачные пленэрные работы - это законченные дома.
При всей кажущейся нелогичности, завершение этюдов дома - очень полезная практика. И даже самый безнадёжный этюд подчас удаётся вытянуть до приемлемого уровня. Но главная причина, по которой я голосую за домашнее завершение пленэрных зарисовок - это «калибровка» художественного видения, приведение в соответствие собственных представлений о натуре с реальной картинкой.
За период осенне-зимне-весеннего рисования мы напрочь забываем, как выглядит природа, какого она цвета. И пленэрный сезон начинается с очередного изучения собственной палитры. Одни краски мы решительно убираем, другие достаём на замену.
Потому что пленэры - это ежегодная перезагрузка и установка важных обновлений.
Про пленэры, написанное ранее: