Сезон пленэров начался у кого-то пару месяцев назад, у кого-то совсем недавно, а кто-то и вовсе не делал перерыв на период зимних холодов. Но среди нас есть и такие, кто пока не нашёл в себе силы решиться на этот «подвиг», находя множество неотложных дел и уважительных причин отложить мероприятие на неопределённый срок в «более удобный» день.
Каждый год весной - в начале лета я обязательно пишу про пленэры, стараясь замотивировать художников-домоседов на организацию походов, поездок и вылазок с этюдниками.
Зачем?
Вижу в них смысл.
В последнее время часто можно услышать термин «цветное зрение». Так вот пленэры - и есть развитие, тренировка этого самого цветного зрения.
Наверное, найдутся счастливчики, кто глядя на предгрозовое небо, безошибочно назовёт цвета, присутствующие в тёмно-серых тучах , кто без специальной подготовки и тренировки разложит цвета на пигменты, озвучит их и применит в живописи. Это как врождённая постановка голоса. Одним нужны длительные занятия вокалом, другие же поют с рождения, легко и свободно, не имея музыкального образования.
Тем не менее, большинству понадобится много трудиться, чтобы добиться результатов, а рисование с натуры, те же пленэры, компенсируют зрительное несовершенство.
Пара-тройка сезонов рисования на природе и начинаешь видеть цвет.
Теперь давайте разберёмся, почему некоторые художники не любят уличное рисование?
Разве дело только в комарах, дожде, ветре и палящем солнце?
Конечно нет, хотя дискомфорт тоже изрядно раздражает.
Но всё-таки, основная причина нежелания рисовать на улице - это страх перед зрителями, бестактными прохожими, советчиками и критиками.
Да, можно выбрать безлюдные места, где не ступала нога человека.
Можно изобразить угрюмость или враждебность, тогда желающих поболтать окажется меньше.
Но с каждым годом я всё твёрже убеждаюсь, что художник, рисующий на улице, практически никому не интересен.
Люди идут мимо не оборачиваясь. У них свои дела и свои мысли. Им вообще не важно, что ты там нарисовал.
А мы-то думаем, что стоим тут(или сидим) на самом виду, что мимо пройти невозможно, что каждый прохожий будет спотыкаться об этюдник и отпускать комментарии.
Думая так, мы судим по себе.
Да, лично мне действительно интересно, что нарисовалось/написалось у каждого из моих коллег. Между прочим, чисто профессиональный интерес. И тот человек, который замедлил шаг и заглянул в работу художника - он имеет отношение к нашему ремеслу, пусть даже косвенное. Либо рисует сам, либо его дети учатся . А разве мы боимся «товарищей по цеху», своих коллег?
Да нет же, мы боимся и ждём того самого персонажа, который придёт с открытой бутылкой пива, встанет перед нами, загородив натуру, и скажет: «А ты можешь меня щас нарисовать прям так, как я тут стою?» . После чего покачнётся и отхлебнёт из горлышка.
Вероятность встретить такого собеседника крайне мала. За последние пять лет с подобным предложением ко мне обратились два раза, а пленэрила я очень много, почти каждый день.
Вероятность встретить доброжелательно настроенную, но незваную компанию собеседников существенно повышается в городских парках, там, где люди никуда не спешат, гуляют с детьми и расположены к общению: «Смотри, деточка, тётенька нарисовала вон тот домик! Наверное, она где-то училась.» И сразу прямой вопрос: «Вы где-то учились рисовать? Неужели в художественной школе?»
Вообщем, всё не так страшно, как кажется из собственного окна. А если ещё и найти себе компанию! Тогда пленэр превратится в пикник. И в память об этом дне останется картина, впитавшая в себя радостные эмоции и цветные впечатления.
На тему пленэра, опубликованное ранее:
Что нужно взять с собой на пленэр
Место для пленэра на Петербургских набережных.