Жан-Шарль де Кастельбажак, потомок знатного французского рода, родился 28 ноября 1949 года в Марокко, в городе Касабланке. Окончил школу Изящных Искусств в качестве вольного слушателя. Продолжил учёбу в Высшей школе текстильной промышленности (ныне Высшая школа «Ла Фабрик» в составе Торгово-промышленной палаты региона Парижа Иль-де-Франс). Первая работа — коллекция prêt-a-porter для семейного текстильного предприятия «Ko & Co» в Лиможе. Затем сотрудничество с компаниями по производству одежды «Pierre D'Alby» и «V de V» (одежда для отдыха).
В 1970 году Кастельбажак устраивает своё первое дефиле, которое становится легендой. Он первым отважился ввести в свою коллекцию спортивную и рабочую одежду. Анораки, парки и спецодежда, которые он шьёт, несут его послание: «Спасать мир — это всегда стильно». Экологическое сознание Кастельбажака возвращает его к таким материалам, как войлок и лоден, иногда задействует дерево, солому, а порой — даже марлевые бинты или рыбацкие сети. Правда, в своём творчестве он также использует нейлон и современное искусство, но при этом непременно проявляет чувство юмора.
Через два года после премьерной коллекции он уже сотрудничает с командой Дидье Грюмбаха и Андре Путмана, и, тогда же открывает в центре Парижа собственный бутик. Творческая деятельность Кастельбажака довольна разнообразна. В 1973 году он работает во Французском Национальном театре., где создаёт костюмы для спектаклей. Лондонская встреча с Вивьен Вествуд приводит его к созданию в Англии производства изделий из кожи. В 1976 году он создаёт костюмы для Изабель Аджани к фильму «Виолетта и Франсуа». В том же году в Нью-Йорке он представляет своё первое дефиле, а витрины магазинов на Пятой авеню демонстрируют одежду от Кастельбажака.
В начале 1970-х годов бурную реакцию вызвала его коллекция джинсов под названием «Иисус». Кастельбажак оказался в центре скандала на религиозной почве: в рекламной кампании джинсов он разместил цитаты из Библии на фоне фотографий девушек в ультра-коротких джинсовых шортах и юношей в джинсах с расстёгнутой ширинкой. Однако этот эпизод не помешал дальнейшему развитию его карьеры.
В 1978 году в жизни Кастельбажака произошли два знаменательных события: он женился и основал собственную компанию — JC de Castelbajac. В 1979 году дизайнера приняли в Ассоциацию Высокой моды Франции. В это время он увлёкся использованием в своих коллекциях набивных тканей.
В 1985 году в Музее современного искусства города Труа проходит выставка работ Кастельбажака, которая сопровождается показом его коллекций. Также он занимается преподавательской деятельностью: ведёт класс по моде в Венской Академии прикладного искусства, участвует в создании одежды для кукол Барби и популярного персонажа серии комиксов Снупи, что впоследствии позволило ему расширить сотрудничество с объединением Снупи.
«Искусство для меня — это средство существовать как островитянин. Мне нравится уединение, я люблю быть в окружении своих картин» — говорит Жан-Шарль.
Его фирменным знаком стали ткани, с помощью которых он дерзко цитировал массовую культуру, — от Микки Мауса до долларовой банкноты, от «McDonald’s» до лягушонка Кермита из «Маппет-шоу». Каждое дефиле модельера заканчивается так называемыми «платьекартинами» или «картиноплатьями», расписанные современными художниками. Кастельбажак питает детское пристрастие к чистым интенсивным цветам: жёлтому, красному, синему, зелёному.
О своей цветовой палитре Кастельбажак высказывается так: «Цвет для меня — всегда способ отстаивать свои убеждения. Я предпочитаю цвета, которые отражают жизнь, природу и энергию. Мода — это прежде всего манера жить, действовать и думать».
Затем, вопреки всем ожиданиям публики, дизайнер отказывается от кричащих цветов и разрабатывает полностью однотонную коллекцию — непринуждённую и женственную. Яркие цвета доминировали в его творчестве на протяжении 40 лет. «Теперь я расширяю свой цветовой спектр», — шутит Кастельбажак.
Жан-Шарль де Кастельбажак — непременный участник множества художественных начинаний. Художники, фотографы, музыканты, писатели занимают в жизни модельера такое же важное место, как его профессия. Встреча с Робертом Малавалом открыла ему двери в современную живопись, он коллекционирует полотна современных реалистов, интересуется концептуальной живописью. Работы Кастельбажака в области прикладного искусства логично продолжили его деятельность в области моды. Он увлекается реставрацией старинной мебели, давая ей новую жизнь.
«В моей работе, — говорит кутюрье, — я, скорее всего, являюсь современным археологом».
Дизайнер находит вдохновение повсюду — увлекается культурой Средних веков и темой геральдики, изобретая собственные эмблемы и гербы.
Некоторые из проектов Кастельбажака производят впечатление детской непосредственности, другим свойственны экстравагантность, ироничность, стремление к цитированию образов массовой культуры и изобразительного искусства в духе поп-арта. Он зачастую балансирует на грани — между сферами изобразительного искусства, китча и моды.
Благодаря взрыву цвета и смелому дизайну Жан-Шарль был и остается любимцем многих знаменитостей — от электронной группы «Kraftwerk» до певицы Бейонсе и Рианны. А в 1997 году даже Папа Иоанн Павел II и его приближенные появились в красочных одеяниях, созданных Кастельбажаком.
Образ современной женщины, какой её видит Жан-Шарль де Кастельбажак, одновременно изыскан и освобождён от манерности. Она одевается просто, без принуждения. В его женщине сочетаются благополучие и вызов. Таинственность форм, простота линий, скрытая чувственность. Идея художника находит своё выражение в натуральных грубых тканях.
О моделях Кастельбажака можно с полным правом сказать, что они находятся вне времени, потому что не вписываются ни в одну из тенденций, но и классическими их тоже не назовешь. «Любовь и любопытство, даже совершенно маленькие детали дают мне толчок. Нужно научиться передавать их в своих работах. Ведь самое главное в моде не гламур или роскошь. Самое главное в моде — поэзия».