Что ж, совсем немного времени осталось и до экзамена по русскому языку в 9 классе. В этой статье хочу поделиться общими советами и карточками для повторения структуры сочинения на каждый день наступающей недели перед ОГЭ.
Самое важное
1️⃣ Какое бы сочинение вы ни выбрали, хоть 13.3, хоть 13.2, да даже 13.1 — в любом случае в первом абзаце должен быть сформулирован тезис. Ведь дальше, в примерах-аргументах, нам нужно доказать именно его.
Часто встречаю на просторах сети готовые сочинения с отсутствием тезиса (почему-то 13.2 этим часто грешит). Лучше сразу сформулировать, как вы понимаете смысл цитаты, а не оставлять ответ на вопрос для последнего абзаца. Такова логика любого сочинения-рассуждения.
2️⃣ Часто ученики останавливаются на избирательной стратегии: буду готовиться только к 13.3, оно мне больше нравится. Поверьте, далеко не всегда третье задание отличается ясностью и простотой. Потренируйтесь в написании пары сочинений 13.2, чтобы всегда иметь запасной вариант и не столкнуться на экзамене с неожиданностями и необходимостью импровизации.
Обратной ситуации — написания только 13.2 — это тоже касается.
3️⃣ В аргументах избегайте чрезмерного цитирования, выбирайте самые важные слова из текста. Повторите способы цитирования и оформления ссылок на исходный текст (номер предложения в скобочках, прямая речь...)
4️⃣ В сочинении 13.3 можно приводить пример из жизни. Этого права никто не отбирает. Но помните: выдуманные примеры о бабушке / друге / собственном опыте могут не показаться проверяющему убедительными и весомыми аргументами.
В идеале, приводя жизненный пример, стоит вспомнить об известных исторических событиях, о биографиях писателей и знаменитых личностей, о сюжетах известных фильмов — в общем, о знакомых каждому случаях.
Более того, в сочинении 13.3 можно привести второй пример из исходного текста. Учитывайте этот запасной вариант.
5️⃣ Сложнее — не значит лучше. Попытайтесь написать сочинение разборчиво, понятными для вас словами, не переусердствуйте со сложными предложениями. Главное — суть и логическая стройность.
Ниже оставлю сочинения по трудным заданиям Открытого банка заданий ОГЭ этого года.
Настоящее искусство
Статью с текстом и его разбором можно прочитать здесь. Исходный текст для копирования можно взять отсюда. В галерее здесь и далее сначала прикрепила 13.3, затем 13.2, а на последней карточке — формулировки заданий.
Жирным шрифтом выделены речевые клише, а тёмно-синим жирным — ключевые слова из тезиса, которые хорошо бы повторить в пояснениях к примерам:
Драгоценные книги
Статьи с исходным текстом и сочинениями можно прочитать тут. На следующей карточке есть и сочинение 13.2:
Внутренний мир
Многим моим ребятам этот текст и рассуждение по нему о внутреннем мире показались трудными. Честно сказать, текст тяжелый — эмоционально тяжёлый. Вот что получилось у нас в сочинениях 13.3 и 13.2:
Нравственный выбор
С текстом о мимозе мы тоже долго боролись. Чётко сформулировать, в чём же заключался нравственный выбор Вити, оказалось проблематично. Будьте готовы к таким ситуациям, если любите задание 13.3 (остальные тексты Открытого банка о нравственном выборе полегче):
Жизненные ценности
Ещё один морально трудный текст о жизни на войне. Сочинение никак не хотело укорачиваться: получилось длинно. Разбор самого текста можно посмотреть здесь, а в карточки добавила и сочинение 13.2 (с ним вышло попроще):
Воображение
Разбор текста и алгоритм составления сочинений можно посмотреть здесь, а скопировать исходный текст — тут. Оставляю два возможных варианта 13.3 и один пример 13.2: